Оглавление

СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ. 

"BRETAGNE".   

Август-сентябрь 1915 - дредноут присоединился к французскому военному флоту (Armee Navale), с базированием на Аргостали. Корабль стал флагманом 1-ой линейной эскадры, в которую входили также четыре дредноута типа "Courbet".

В 1916 году линкор оставался флагманом эскадры. Начиная с июля, каждая из трех эскадр поочередно на месяц ходила к Корфу для проведения упражнений боевой подготовки. Боевых действий как таковых не было, поэтому часть экипажей кораблей эскадр передавалась для комплектации патрульных судов. К концу года на 1-ой эскадре некомплект личного состава насчитывал 7%, при этом нужно отметить, что 1-я эскадра состояла из лучших французских кораблей.

В 1917 году "Bretagne" по-прежнему флагман 1-ой эскадры. На кораблях был восполнен некомплект экипажей за счет новобранцев и линкоры занялись подготовкой специалистов. Одновременно на кораблях проводились практические испытания улучшенных снарядов, а также отрабатывались новые методы стрельбы, изучался опыт Ютландского боя.

В то же время стала ощущаться нехватка топлива. Патрульные суда - главные "пожиратели" угля - сильно сократили его запасы, восполнять которые не успевали. К тому же немецкие лодки потопили три (из пяти) угольщиков эскадры. Еще в январе недогрузки угля на линкорах составляли 6000 тонн. А в конце года, в ноябре-декабре, ни один из линкоров не смог выполнить огневые упражнения.

В 1918 году продолжались те же трудности с нехваткой угля.

В июле 1918 года "Bretagne" зачислен в 1-ю дивизию 1-ой линейной эскадры. Вместе с ним туда входили "Lorraine" и "France".

После окончания войны линкор продолжал находиться в составе Средиземноморской эскадры.

В 1919-1920 годах фок-мачту линкора сделали треногой, установив на ней посты управления огнем.

В мае 1921 года "Bretagne" прибыл в Ла-Сейн для модернизации (в числе прочих работ увеличены углы возвышения ГК с 18 до 23 градусов, переделана носовая надстройка и увеличена высота дымовых труб). После вступления в строй линкор стал флагманом Средиземноморской эскадры.

Летом 1921 года "Bretagne", "Provence", "France", "Francis Gamier", "Protet" и "Kabyle" совершили переход из Тулона в Лориан с заходом в Оран и Лиссабон. 25 июля 'Bretagne" в Гавре участвовал в морском параде. Парад посетил Президент Франции Миллеран (Millerand). Затем эскадра ходила в порты Дюнкерк, Кале и Булонь. Это был первый после 1913 года визит Средиземноморской эскадры в эти порты. При посещении Бреста кораблю вручили "золотую книгу", содержащую сведения о всех кораблях, носивших имя "Bretagne" начиная с XVI века. В сентябре эскадра вернулась в Тулон.

В 1922 "Bretagne" продолжал нести флаг командующего эскадрой. Кроме него в эскадру входили линкоры "France", "Paris" и "Jean Bart".

Весной 1922 года "Bretagne" участвовал в международном морском параде в Алжире (участвовали корабли Англии, США и Италии).

Летом 1922 года "Bretagne", "France", "Paris", "Metz", "Strasbourg", "Amiral Senes", "Bisson", Capitane Mehl", "Casque", "Commandante Bory",  "Mangini" и "Protet" совершили поход в Атлантику и Ла-Манш. 26 августа произошла катастрофа с "France" в Куибероне. В сентябре эскадра вернулась в Тулон.

В 1923 году состоялась инспекция эскадры министром Роберти (Raiberti). При этом флаг адмирала был перенесен на "Provence". Совместно с эскадрой "Bretagne" участвовал в учениях и походах.

В 1924 году "Bretagne", "Provence", "Lorraine", "Barbara", "Bisson", "Capitane Mehl", "Commandante Bory", "Francis Gamier" и "Somali" участвовали в совместных учениях и походах по Средиземному морю. Эскадру инспектировал министр Дюмейни (Dumesnie)

В 1925 году линкор прошел модернизацию и ремонт с докованием. Корабль был переведен на нефтяное отопление. Было снято четыре 138-мм орудия и добавлено четыре 75-мм зенитных пушки. Установлены новые приборы управления огнем (переделан артиллерийский марс). В октябре корабль вернулся в строй, вновь став флагманом Средиземноморской эскадры.

В 1926 году линкор участвовал в походах и учениях у побережья Туниса. Проводилась инспекция министром Боре (Borel).

В 1927 году "Bretagne" участвовал в походах к марокканским берегам. В октябре адмирал перенес флаг на "Provence".

До июня 1928 года линкор прошел длительное докование. Затем он совершил поход в Атлантику. К этому времени в строю действующего флота из соображений экономии оставались только три линкора типа "Bretagne".

3 июля 1928 года линкор "Bretagne" участвовал в морском параде в Гавре. Парад принимал Президент Думерге (Doumergue).

В начале 1929 года линкор принял участие в маневрах флота, на которых присутствовал генерал Вейган (Weygand).

18-28 мая корабль посетил Барселону, а 16-17 июля, вместе с "Provence" и "Duguau-Trouin", участвовал в торжествах в Сен-Тропез, посвященных 200-летию со дня рождения Сюффрена.

В начале 1930 года "Bretagne" вместе с "Lorraine" перечислены во 2-ю линейную дивизию.

10 мая 1930 года в Алжире линкор участвовал в морском параде, посвященном 100-летию Алжира. На параде присутствовал президент Думерге.

В 1931/34 годах "Bretagne" прошел модернизацию  - были сняты торпедные аппараты, четыре 138-мм орудия (их осталось только 14). Число 75-мм зениток (60-калиберных) увеличено до восьми. Увеличена высота передней дымовой трубы. Интересно отметить, что "Bretagne" был единственным линкором, не имевшим грот-мачты.

В 1934/35 годах линкор входил в состав 2-ой линейной дивизии Атлантической эскадры (с базированием на Брест). Участвовал в маневрах, совершил плавание на Азоры и в Марокко.

В 1937 году вспыхнул испанский мятеж. После начала боевых действий "Bretagne" временно участвовал в интернациональном контроле испанских вод, а затем, вместе с "Lorraine", - в эвакуации гражданского населения из Бильбао.

В 1938 году корабль занимался боевой подготовкой, совершил походы в Ла-Манш, а затем - в Марокко и на Мадейру.

Оглавление