Оглавление

Кампания 1939 года началась для линкора походом на Антильские острова. Затем корабль перешел в Средиземное море, перейдя в Тулон с заходом в Касабланку, Танжер и Оран. В сентябре "Bretagne" и "Provence" вошли в состав 2-ой линейной дивизии Сил Открытого моря (с базированием на Тулон).

2 декабря в Тулоне линкор стал в док и вышел оттуда только 3 марта 1940 года. Ему предстоял очень важный поход - война захлестнула Францию и стало необходимо вывезти из Франции большое количество золота. 7 марта на "Bretagne" погрузили 1820 ящиков, еще 1179 ящиков золота принял "Algerie". 11 марта корабли ("Bretagne", 'Algerie", "Primauguet", "Aigle", "Lynx", "Maille-Breze", "Vauban") вышли из Тулона в Мерс-эль-Кебир, затем корабли отправились в Галифакс. Перед заходом в Касабланку от отряда отделились "Primauguet" и "Lynx", но зато присоединился вспомогательный крейсер "Victor Schoelcher". 15 марта на широте Мадеры эсминцы отделились от отряда и вернулись в Марокко. Отряд соединился с "Colbert" и 22 марта прибыл в Галифакс, уже под эскортом канадских эсминцев. Золото было быстро выгружено, и уже 29 марта отряд покинул Галифакс, эскортируя транспорты "Louis L.D." и "Wisconsin" (на пароходы было погружено 82 американских самолета). 5 апреля на широте Мадейры корабли соединились с "Aigle", "Albatros", "Valmy", "Vautour" и "Verdun", тогда как "Colbert" повернул в Дакар. На следующий день эскорт был усилен 1-м дивизионом эсминцев ("Palme", "Mars" и "Railleuse"). Перед Касабланкой, 8 апреля. "Bretagne", "Algerie" и эсминцы отделились от пароходов и направились в Тулон. Уже на подходе к нему все эсминцы (за исключением "Aigle", который вернулся в Оран) отделились от линкора и крейсера, которые на следующий день прибыли в Тулон.

29 апреля линейная дивизия ("Bretagne", "Provence" и Lorraine") включены в состав "Соединения X".

В мае 1940 года корабли отправились в Александрию, соединившись на широте Туниса с английскими линкорами "Barham" и "Malaya".

15 мая "Соединение X" и английские корабли вышли на учения.

В середине июня "Bretagne", "Provence", "Lynx" и "Tigre" совершили поход в Бизерту, а оттуда перешли в Мерс-эль-Кебир. Там дивизия соединилась с линкорами 'Dunkerque" и "Strasbourg". Все вместе корабли стояли в гавани до памятного 3 июля.

В этот день утром "Bretagne" стоял ошвартованный кормой к большому молу, между "Strasbourg" и "Commandant Teste". Из всех линкоров он был крайним от форта. В 7.00 появилось английское "Соединение Н" ("Hood", "Resolution", "Valiant" и "Arc Royal"). Дальнейшие события развивались в таком порядке.

7.50 - сыграна боевая тревога.

8.00 - вызов личного состава на боевые посты ПВО.

8.20 - подготовлены по 4 снаряда на орудие в башне N.4.

8.55 - приказано ввести в действие котлы.

9.20 - вызов на посты наблюдения и управления огнем, а также на посты подачи боезапаса.

9.30 - отданы швартовы.

10.15 - личный состав ознакомлен с содержанием английского ультиматума.

11.15 - запущены машины и к 12.00 линкор подготовлен к бою.

12.30 - пять английских самолетов сбросили мины в фарватер.

13.30 - английские линкоры выстроились в боевую линию.

16.25 - конец переговоров на борту "Dunkerque".

16.56 - прозвучал первый английский залп Одновременно поднят сигнал к общей съемке с якоря. Корабли двинулись вперед. По "Bretagne" стреляли английские линкоры "Hood" и "Resolution".

16.59 - 381-мм английский снаряд пробил броню правого борта в корме. Воспламенились кормовые боевые погреба и взрывом корпус корабля был разорван. Второй снаряд разорвался в отсеке кормовых машин. Кормовая часть оказалась охваченной пламенем. Третий снаряд взорвался в районе средней башни и вызвал взрыв боеприпасов в 138-мм батарее. В это время внутрь корабля проникло очень много воды, появился большой крен на правый борт. Поступил приказ покинуть посты. Четвертый снаряд взорвался у основания треногой мачты. К этому времени линкор полностью потерял боеспособность. В 17.09 "Bretagne" перевернулся и затонул.

На корабле убиты и пропали без вести 38 офицеров, 155 старшин и 784 матросов. Оставшиеся в живых 145 человек были спасены, в основном, шлюпками с "Commandant Teste" под огнем противника. Как факт интересно отметить, что "Commandant Teste" назван в честь капитан-лейтенанта, который в 1921 году, пилотируя самолет, сбросил учебную бомбу в 20 метрах от форштевня "Bretagne". Израсходовавший горючее самолет упал в воду и утонул, но пилота успели выловить.

В 1942 году адмирал Дарлан (Darlan) установил на дамбе, напротив обломков корабля, мемориальную доску в память о его гибели.

Сам корабль, вернее то что от него осталось, был разобран на металл после войны, в 1952 году.

"PROVENCE".

1915 год - впервые вступил в кампанию. 17.7.1915 вышел из Тулона с министром Оганье (Augagneuz) на борту.

18.7.1915  прибыл в Бизерту.

Вскоре после этого соединился с эскадрой "Armee Navale" в Аргостоли (Argostoli). где поднял до конца войны флаг вице-адмирала - командира соединения. В составе эскадры участвовал в боевых действиях соединения.

28.8.1916  прибыл в Мило (Milo), где собралась так называемая эскадра "А", в состав которой входили корабли разных стран, в том числе - французские (6 линкоров, 3 крейсера, 12 миноносцев, 1 минзаг, 2 канонерские лодки), английские (1 линкор, 2 авианосных корабля, 3 монитора, 2 крейсера, 1 минзаг, 6 миноносцев, 1 канонерская лодка), русские (1 линкор), итальянские (1 крейсер).

События в Греции ускорили события. 2.9.1916 корабли эскадры "А" появилась у входа в бухту Саламин. где были арестованы 13 коммерческих германских и австрийских пароходов.

11.10.1916 арестован греческий флот (2 эскадренных броненосца, 1 броненосный крейсер, 1 легкий крейсер, 19 миноносцев, 2 подводные лодки, около 10 вспомогательных судов).

17.10.1916 "Provence" высадил свою пехоту в поддержку высадившихся ранее десантов с "Democratic". Этот десант захватил Запейон (Zappeion).

7.11.1916 французский флаг поднят на всех арестованных греческих кораблях, которые тут же были включены в состав "Armee Navale".

В конце декабря 1916 года прибыло подкрепление (2 батальона французской колониальной пехоты и десантные команды с линкоров второй эскадры, отправленные из Корфу), которое высадилось на берег.

Оглавление