Оглавление

Тогда же Морской совет высказался за применение смешанной силовой установки, также против изменения системы защиты. Она должна сохраняться такой же, как на "Bretagne". Допускалось только увеличение (если возможно) толщины пояса, применение противоторпедных сетей Bullivant, а также улучшение конструкции боевой рубки.

В отношении меньших калибров совет решил отказаться от применения на кораблях сразу двух предложенных калибров - 18 орудий 138,6-мм калибра и 12 орудий 100-мм калибра. Последние были заменены на четыре 138,6-мм орудия. Так как вес этих четырех орудий равнялся весу двенадцати 100-мм, то в общем нагрузка по этой статье не изменилась. Технический отдел легко согласился с этим решением, зная о невозможности быстрой разработки удовлетворительной 100-мм пушки. Не принял совет также и предложения Технического отдела об установке противоминной артиллерии в башнях или спаренных установках - посчитали, что в этом случае орудия будут слишком тяжелыми и недостаточно поворотливыми. Совет пожелал тип и калибр орудия, позволяющие его ручное обслуживание - более простое и надежное.

ПРОЕКТЫ "А-7" и "A-7.bis".

В результате общего обсуждения предварительных проектов Технический отдел (Section Technique des Constructions Navales) приступил к детальной разработке проекта кораблей программы 1913 года, ведя работу в двух направлениях:
-  Проект "А-7", предусматривающий пять спаренных башен (размещение как на "Bretagne") и двадцать два 138,6-мм орудия;
-  Проект "A-7.bis" с тремя 4-орудийными башнями главного калибра и двадцатью четырьмя 138,6-мм противоминными орудиями, сосредоточенными в восемь батарей.

Колебания в выборе между этими двумя направлениями продолжались недолго. Главным и решающим фактором в выборе стал вес установки. В самом деле, не имея возможности строить достаточно крупные суда, Морской совет, учитывая иностранные достижения, был вынужден склониться в сторону 4-хорудийной башни. Уже в программы 1912 года англичане и немцы включили корабли с 380-мм артиллерией (пять типа "Queen Elisabeth" и два типа "Bayern") и если французам на новых линкорах нужно было иметь бортовой залп, приравненный к этим кораблям, следовало иметь на своих кораблях максимум орудий. А в пределах ограниченного водоизмещения в 25.000 тонн и с желаемой скоростью 21 узел достигнуть этого было непросто - экономить приходилось во многом. Между тем, три 4-хорудийные башни в сравнении с двумя 4-хорудийными и двумя 2-хорудийными давали выигрыш в весе порядка 240 тонн по статье артиллерии и. как следствие, около 500 тонн в водоизмещении.

Все работы по этому проекту велись под руководством главного строителя флота (Directeur Central des Constructions Navales) инженера Дюре (Ingenieur general Doyere). На фоне всех этих колебаний выше упомянутый Societe Sent-Chamond (а точнее "La Companie des Forges et Acieres de la Marine et d'Homecourt" - "Кузнечные и сталелитейные заводы флота") усилено продолжал работу над 4-хорудийной башней. Разработанная этой компанией конструкция башни соответствовала всем предъявляемым требованиям, поэтому 6 апреля морской министр без долгих колебаний принял проект башни. Контракт на изготовление башен с этой компанией был заключен 20 июля. Еще до этого, 23 мая. министр утвердил решение о едином 138,6-мм вспомогательном калибре.

Таким образом, условие Верховного Морского совета было выполнено, и проекты "А-7" и "А-7.bis" были 26 июня представлены на утверждение управляющему Производственного департамента. При этом явное предпочтение всех технических и проектных служб отдавалось второму - действительно лучшему из двух с точки зрения как вооружения, так и защиты, и предусматривающем наибольшее количество орудий при приемлемом водоизмещении. 5 июля он утвердил проект "A-7.bis", а 8 июля 1912 года Верховный Морской совет, в свою очередь, остановил свой окончательный выбор на этом проекте.

После этого началась разработка детальных чертежей, которые осенью были представлены на рассмотрение Техническому отделу и одобрены им 26 октября 1912 года. Длительное обсуждение вызвал вопрос о единственной боевой мачте и ее расположении. Проект предусматривал разместить ее слишком близко от кормовой трубы - мачта практически была связана с ней. Между тем недавние испытания английского линейного крейсера "Lion" показали, что боевой марс на мачте при таком расположении попадает под действие горячих газов из трубы. К тому же дым затрудняет использование флажной сигнализации. Предложение перенести мачту в нос от дымовых труб отклонили в связи с тем, что становится невозможным нормальная растяжка радиоантенн. В конце концов остановились на решении "рекомендовать установку двух рей для сигнализации, настолько длинных, чтобы было гарантированно нормальное использование флажной сигнализации". На будущее предлагалось устанавливать мачту в нос от передней трубы.

СТРОИТЕЛЬСТВО КОРАБЛЕЙ.

Постройка кораблей этого проекта предусматривалась законом о флоте, принятом 30 марта 1912 года. Первые четыре корабля были включены в бюджет 1913 года, а пятый "Bearn" (первоначально "Vendee") - в бюджет 1914 года.

  заложен спущен на воду предполагаемое начало испытаний
"Normandie" "Ateliers & Chantiers de la Loire" (Сен-Назер) 18.4.1913 19.10.1914 март 1916
"Languedoc" "Forges & Chantiers de la Gironde" (Бордо) 18.4.1913 1.05.1915 март 1916
"Flandre" "Arsenale de Brest"  (Брест) 1.10.1913 20.10.1914 июнь 1917
"Gascogne" "Arsenale le Lorient" (Лориан) 1.10.1913 20.09.1914 июнь 1917
"Bearn" "Forges & Chantiere de la Mediterranee" (Ла Сейн) 10.1.1914 15.04.1920 январь 1918

Оглавление