Оглавление

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИНКОРОВ ТИПА "NORMANDIE".

КОРПУС.

Если сравнить корпус дредноутов типа "Normandie" с корпусами предыдущих линкоров, то становится заметно некоторое удлинение с небольшим сокращением осадки. Это удлинение, оказавшие частичное влияние и на формы подводной части корпуса, было вызвано увеличением водоизмещения для получения более высокой проектной скорости (больше на 1 узел). Размеры существующих французских доков не позволяли увеличить ширину новых кораблей, а увеличение водоизмещения становилось необходимым.

СРАВНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ФРАНЦУЗСКИХ ДРЕДНОУТОВ.

"Jean Bart"

"Bretagne"

"Normandie"

Водоизмещение с полными запасами, т

23.466,982

23.549,284

25.230,766

Длина наибольшая, м

166,00

166,00

176,40

Длина между перпендикулярами, м

165,00

165,00

175,00

Ширина наибольшая по ватерлинии, м

27,00

27,00

27,00

Длина горизонтальной части киля, м

131,00

131,00

138,00

Ширина плоской частя днища, м

14,86

14,86

14,798

Углубление от верхней кромки киля, м

8,70

8,70

8,65

Осадка фактическая максимальная, м

9,012

8,972

8,835

Площадь ватерлинии в полном грузу, кв. м

3190,77

3190,77

3467,10

В новом проекте была изменена форма кормовой части, с тем чтобы установить два руля.

Оконечности корпуса в новом проекте были менее нагружены, чем в проекте "Bretagne". Основные веса, и в частности носовая орудийная башня, были больше сдвинуты к середине корабля. Это обещало улучшить мореходность, так как по опыту плаваний "Bretagne" выяснилось, что он сильно зарывался носом в воду и плохо всходил на волну из-за большой нагрузки на носовую оконечность. Наконец, на новых линкорах была улучшена остойчивость, а метацентрическая высота достигла 1,45 метра.

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ "NORMANDIE".

Корпус

6969,610 т

Броневая защита

7637,365 т

Постоянное оборудование

5213,844 т

Переменные грузы

5222,038 т

Резерв

187,909 т

Всего

25.230,766 т

ШТАТНЫЙ ЭКИПАЖ.

Экипаж по штату предполагал 1200 человек, из которых было 43 офицера и 120 унтер-офицеров.

ВООРУЖЕНИЕ.

АРТИЛЛЕРИЯ ГЛАВНОГО КАЛИБРА.

Главное вооружение линкоров составляли двенадцать 340-мм/45-калиберных орудий в трех 4-хорудийных башнях. Вес снаряда составлял 540 кг. Начальная скорость снаряда 800 м/сек. В 1912 году для французских адмиралов максимальная дистанция видимости, на которой можно было вести уверенную стрельбу, представлялась 10.000 метров. На этом расстоянии скорость снаряда составляла 473 м/сек. Скорострельность по расчетам предполагалась два выстрела в минуту одним стволом. Боевые запасы на каждое орудие составляли 100 выстрелов, из которых 10 считались добавочными.

Расположение башен было достаточно удобным, при стрельбе они не создавали помех дульными газами. Высота оси стволов носовой башни равнялась 11,10 метров (на 2 метра больше, чем на "Bretagne"), средней башни - 9,80 метров, кормовой - 7,75 метра. Башни приводились в движение электроприводом и наводились на цель посредством аппаратов Дженни (Janney).

Интересно сопоставить веса и размеры орудийных башен. 4-хорудийная башня с 340-мм пушками весила 1500 тонн против 1030 тонн веса 2-хорудийной башни. Ширина их также сильно отличалась - 10,85 метров против 7,91 метра. Учитывая, что в бою башня обращена к противнику фронтом можно сказать, что ширина башни (как цели для снарядов противника) увеличилась на 37%. Кроме этого, экономия веса позволила усилить защиту башен. Фронтальная броня могла быть увеличена до 300 мм. При этом плиты опирались на 40-мм листы (два слоя по 20 мм) конструкций башен, и, таким образом, общая толщина брони достигла бы 340 мм. Толщина плит крыша могла быть 100 мм против 72 мм на "Bretagne".

Для управления стрельбой имелось пять дальномеров с базой 3,36 метра, из которых два были установлены над боевой рубкой и не имели броневой защиты, а три других размещались внутри орудийных башен. Кроме основных постов управления стрельбой каждая башня сама по себе могла быть использована как запасной пост управления огнем.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ.

Двадцать четыре 138,6-мм/45-калиберных орудия размещались в восьми 3-хорудийных самостоятельных батареях. Из них две носовых батареи (высота оси стволов над ватерлинией 8,15 метров) могли вести не только погонную стрельбу, но даже и перекрестный огонь. Запас снарядов составлял 275 выстрелов на ствол.

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ.

На новых линкорах предполагалось установить по шесть подводных торпедных труб для торпед калибром 450 мм. Они устанавливались двумя группами по три трубы. Из трех труб носовой группы две располагались на правом борту, а третья - на левом. В кормовой группе расположение торпедных труб было обратным.

Оглавление