Оглавление

С началом войны, в 1914 году правительство Франции еще не ставило вопрос о мобилизации промышленной предприятий и переводе их на военный режим. Предполагалось, что война будет короткой. Рабочие арсеналов и частных верфей должны были покинуть свои рабочие места и переодеться в военную форму. Вся мощная судостроительная промышленность оказалась дезорганизована, или, точнее говоря, производство было полностью остановлено. Однако война вскоре внесла свои поправки в планы правительства - армия настоятельно требовала боеприпасы, а вскоре понадобились орудия и другие виды вооружений. Работы на заводах вновь пришлое возобновлять, но первоначально темпы были очень низкие. В этих условиях снабжение фронта боеприпасам стало приоритетным направлением, поэтому ни о каком новом кораблестроении в то время не могло быть речи Заводы ограничились лишь ремонтом и поддержанием порядке уже существующего действующего флота. Более или менее серьезные работы по постройке новых кораблей начались лишь в 1916 году, когда в больших количествах потребовались эскортные и противолодочные корабли.

В начале войны постройка кораблей типа "Normandie" резко замедлилась, но, тем не менее, полностью не останавливались. Однако это продолжение работ объяснялось не стремлением ввести корабли в строй, а совсем иными причинами. В это время четыре из пяти линкоров находились в большой стадии готовности, оставалось лишь несколько рабочих недель до спуска на воду. Было нерационально оставлять загроможденными такие крупные площади построечных мест. Поэтому между 20 сентября 1914 года и 1 мая 1915 года "Gascogne", "Normandie", "Flandre" и "Languedoc" сошли на воду, но лишь только для того, чтобы освободить стапели.

Дальнейшее их строительство можно проследить по нескольким специальным циркулярам военного министерства. Первый из них, от 9 июля 1915 года, подтверждал ранее принятое решение о том, что появление этих кораблей в действующем флоте не рассматривается как первоочередная задача, а значит, не следует договариваться и размещать заказы на материалы и оборудование, изготовление которых оказалось невозможно из-за захвата германскими войсками северных территорий, на которых находились предприятия.

Через 15 дней, 23 июля, появился второй циркуляр, и в соответствии с которым полностью прекратились все работы по проектировании и изготовлению артиллерии для новых кораблей. Корабли стояли заброшенными, они оказались не нужны флоту, также как и их громадные орудия. Правда, вскоре на эти мощные пушки обратила внимание армия. Взяв на себя доделку части 340-мм орудий, "генералы" намеревались использовать их на железнодорожных батареях, причем некоторые из 340-мм орудий были рассверлены на калибр 400 мм. Известно, что несколько орудий попали в руки немцев и даже использовались против французов на суше (оставшиеся в распоряжении флота готовые 340-мм орудия после окончания войны использовались для замены старых стволов на "Provence"). Кроме того, армия же ухватилась за возможность использовать на фронтах флотские 138,6-мм орудия, которые после расточки стволов превратились в достаточно известные 145-мм орудия образца 1916 года.

В конце 1917 года положение на фронтах установилось явно в пользу союзников. Все указывало на то, что командование настроилось на скорое окончание войны и появились некоторые надежды на возможное возобновление постройки дредноутов. Было решено провести подсчеты использованных материалов и определить состояние и готовность кораблей. В записке от 18 декабря 1917 года управление кораблестроения предоставило морскому штабу все требуемые сведения, основные положения которых отражены ниже.

"Normandie" - готовность корпуса достигла 65%, механизмов (изготовлены заводом-строителем корабля) - 70%, башен главного калибра - 40%. Уже изготовленные котлы корабля были установлены на четырех эсминцах типа "Adventurer" (строящихся для Аргентины) и типа "Аetos" (начатых для Аргентины но не выкупленных ею и проданных Греции перед Первой мировой войной, а во время войны, после афинского инцидента в декабре 1916 года, выкупленных французским правительством). Механизмы корабля позднее были установлены на авианосце "Bearn".

"Languedoc" - готовность корпуса составляла 49%, механизмов (изготовлены заводом "Kresot") - 73 %, котлов - 96%, башен главного калибра - 26%.

"Flandre" - готовность корабля по корпусу составляла 65%, по механизмам (изготовлены заводом "Penhoet") - 60%, подвижных частей башен - 51%. Уже готовые котлы были установлены на строящихся противолодочных кораблях.

"Gascogne" - готовность корабля по корпусу составляла 60%, по турбинам (изготовлены заводом "Ateliers & Chantiers de la Bretagne" в Нанте) - 44%, по поршневым машинам (изготовлены заводом "Indret") - 75%. Уже готовые котлы были установлены на эсминцах (см "Normandie"). Вращающиеся части башен, а также бронирование для "Gascogne", были заказаны на заводах "Fives-Lille", которые располагались на оккупированных немцами территориях Северной Франции. Значительная часть броневого материала и металлоконструкций в 1921 году были обнаружены на заводах Круппа и возвращены во Францию, однако по назначению их использовать уже не было возможности. Валопроводы турбинных установок изготовлялись по субподряду австрийскими заводами "Skoda" и в августе 1914 года были готовы к поставке, однако в начале войны были арестованы еще до пересечения ими австро-венгерской границе.

"Bearn" - готовность по корпусу достигла 25%, по механизмам (изготовлены заводом "Forges & Chantiers de la Mediterranee" в Ла Сейне) - 17%, по котлам - 20%, по орудийным башням - 8-10%.

Оглавление