Оглавление

В конце 1917 года большинство вспомогательных механизмов и оборудования, уже изготовленного и принятого флотом дожидались своей очереди для отгрузки на верфи в портах и арсеналах. В этом отношении проблемы не было. Иначе обстояло дело с вооружением - до начала войны успели изготовить далеко не все нужное количество орудий, а из тех, что были сделаны только часть орудий оставались в распоряжении флота. Другая часть могла быть затребована от армии и, несомненно, была бы получена, но этого явно недоставало. К тому же следовало учитывать, что некоторые армейские орудия были рассверлены на другой калибр. Пропала часть орудий, захваченных немцами. Вопрос об артиллерии, по существу, стоял так, что приходилось думать о производстве заново почти всей артиллерии.

На основе этой записки начальник морского генерального штаба вице-адмирал Де Бон (de Bon) составил и 29 декабря 1917 года подал на рассмотрение морскому министру рапорт, в котором высказал серьезную озабоченность о дальнейшей судьбе недостроенных кораблей. В этом документе были примечательные строки: "Наш морской атташе в Лондоне опрашивался офицерами Адмиралтейства на предмет степени готовности пяти броненосцев типа "Languedoc", заброшенных с началом войны. Англичане полагают, что без сомнения, более полезно и менее дорого, достроить эти броненосцы, чем строить новые". И далее атташе сообщал, что англичане предлагали свою помощь в достройке этих кораблей.

После рассмотрения рапорта Де Бона министр вывел заключение: "Bearn" находится в слишком малой готовности, для трех других дредноутов из четырех вопрос о достройке требует дополнительного рассмотрения, но их достройка англичанами предполагает очень большие сложности".

Таким образом, проблема новых дредноутов оставалась открытой и предполагала новые, более кардинальные решения. Они не заставили себя долго ждать.

Последний циркуляр, датированный 16 января 1918 года, откладывал до "нового распоряжения" все строительные работы, касающиеся проекта "Normandie", однако, при этом оговаривалось, что ни армия, ни флот не могут ни под каким предлогом использовать ранее заготовленные для линкоров материалы. Вызвано это было тем, что от строительства новых дредноутов командование не отказывалось, а, тем не менее, многие материалы, приготовленные для этих кораблей, использовались не по назначению. Так. например, в упоминавшейся записке от 18 декабря 1917 года, адресованной управлением военного кораблестроения начальнику морского генерального штаба говорилось, что завод-строитель "Gascogne" употребил для других целей 3068 тонн листового железа, различных профилей и стальных заклепок из числа предназначенных для этого корабля.

Этот циркуляр оставался в действии до конца войны и заключения временного перемирия в ноябре 1918 года, но уже через несколько дней после подписания перемирия, 22 ноября 1918 года, управление военного кораблестроения передало на рассмотрение морскому штабу первый "предварительный проект модификации броненосцев типа "Normandie". Штаб ответил достаточно быстро. Уже 29 ноября управление получило предложения морского командования, требования которого заключались в 26-28-узловой скорости, значительном усилении защиты и более мощной артиллерии. Эти требования оказались настолько трудновыполнимыми, что управление военного кораблестроения обратилось к начальнику Технического отдела, главному конструктору флота Дойеру (ingeneur-general Doyere) за разъяснениями, а также к морскому министру с докладом, над которым Лежену (Lejeune) пришлось много и усердно поработать. В докладе обосновывались финансовые и технические трудности, а по существу - невозможность выполнения программы строительства линкоров типа "Normandie" с учетом новых требований. Из доклада следовало, что в 1919 году, также как и в 1913 году, все еще невозможно было строить корабли типов "Normandie" и "Lille" до завершения обширных портовых дноуглубительных работ. Требовались также выполнить большие объемы работ по расширению стапелей и увеличению производственных мощностей. Все эти мероприятия начались еще до войны, но сильно затянулись и до их завершения было далеко. В подтверждение этого сообщалось, что арсенал военно-морской базы Брест располагал только одним сухим доком длиной 250 метров и шириной 36 метров, а два строящихся таких же дока в Тулоне могли быть готовы в лучшем случае не ранее чем через год. Много дольше пришлось бы ждать подобных доков в Лориане и Бизерте.

Другим немаловажным обстоятельством была невозможность установки булевых наделок - наибольшая ширина кораблей составляла 29,5 метров, и при ограниченных размерах существующих доков дальнейшее увеличение ширины корабля было затруднительно Эти и другие доводы говорили о том. что предложения о кардинальной переделке проекта с увеличением размеров всерьез рассматривать невозможно.

В свою очередь, морское командование 25 февраля 1919 года в докладной записке также обосновало свои повышенные требования. Констатируя, что новые линкоры, соответствующие опыту войны, не могут быть готовы ранее, чем через 6-7 лет, а возможно и больше, учитывая длительные научные и технические исследования и необходимость завершить портовые работы и расширение производства, адмирал де Бон писал: "Я считаю, что необходимо модернизировать и завершить достройку "Normandie" ... ". Далее он уточнял возможные условия достройки, которые носили характер компромисса между воззрениями морского генерального штаба и идеями Дойера и его инженеров. Кратко эти условия можно изложить в следующем виде:

  1. Сохранить для четырех уже спущенных на воду линкоров первоначальные энергетические установки, большая часть работ по которым уже была выполнена. Этим командование флота отказывалось от предложения увеличить мощность установки с 32.000 до 80.000 л.с., что повысило бы скорость с 21 до 24 узлов. Высокая стоимость и длительный срок переделки делал невозможным это предложение.
  2. Улучшить противоторпедную защиту, наполнив пробковым материалом отсеки в районе противоторпедной переборки, ранее заполняемые во французском флоте углем. Кроме того, устроить снаружи корпуса булевые наделки шириной 1 метр, что явилось бы добавочной защитой корпуса. Это довело бы водоизмещение до 27.000 тонн, но позволило бы частично компенсировать добавленные нагрузки по другим весовым статьям. Произведенные опыты и расчеты показали, что защита "Normandie" по проекту 1913 года могла противостоять взрыву торпеды с зарядом в 100 кг. При добавлении булевой наделки метровой ширины - торпеды с зарядом 200 кг.
  3. Морское командование выразило желание вернуться к рассматриваемому в 1912-1913 годах варианту расположения орудий главного калибра - к трем четырехорудийным башням добавить еще две двухорудийные, разместив их возвышенно над четырехорудийными в оконечностях. Кроме того, соответственно полученному в войну опыту улучшить баллистические данные орудий, а также увеличить угол возвышения 340-мм орудий до 23-24 градусов, что соответствовало бы дальности стрельбы 25.000 метров (проект 1913 года допускал дальность стрельбы до 16.000 метров). Так как башенные установки, предназначавшиеся для "Gascogne", в ходе войны были захвачены немцами и не могли уже использоваться по назначению, на этом линкоре было решено установить башни с "Bearn".
  4. Усилить броневую защиту в такой степени, чтобы все снаряды с большим углом падения на излете не могли попасть в жизненно важные части корабля, не преодолев, как минимум, три броневые преграды. Технический отдел считал, что толщина горизонтальной защиты в любом месте не должна быть ниже 120 мм, а толщина броневых плит орудийных башен - 200 мм.
  5. Отказаться от 440-мм подводных торпедных аппаратов, заменив их шестью надводными 550-мм торпедными трубами, быстро заряжающимися и снабженными каждая четырьмя торпедами, находящимися вне аппаратов. Установить их предлагалось по три на каждом борту в неиспользуемом 138,6-мм каземате.
  6. В помещениях подводных торпедных аппаратов, под прикрытием противоторпедной переборки, разместить две электростанции, каждая из которых могла бы снабжать электроэнергией все механизмы и устройства, необходимые в бою.
  7. Установить на треногой мачте специальный пост управления стрельбой главным калибром, включающий артиллерийский директор и устройства слежения за целью. Там же разместить два поста управления огнем противоминного калибра. Над боевой рубкой устроить вращающийся артиллерийский пост с тремя дальномерами с большой базой. Также требовалось оборудовать три артиллерийских поста управления огнем главного калибра - один центральный и два запасных, а также специальный артиллерийский радиопост. Для ночного боя разместить на кораблях по шесть или восемь 90-см прожекторов, управляемых дистанционно со специальных постов, включая вахтенный.
  8. Предлагалось рассмотреть возможность центрального управления торпедным оружием со специального поста.
  9. Рассмотреть возможность размещения на борту самолета-разведчика (биплана) и истребителя (моноплана), но без посадочной платформы.

Оглавление