Оглавление

Основываясь на этих рассуждениях, Дойер предложил четыре возможных варианта проекта нового корабля:
-  27.500 тонн;  14 340-мм орудий;
-  28.500-29.000 тонн; 16 340-мм орудий;
-  27.500 тонн;  8 380-мм орудий;
-  29.500-30.000 тонн; 10 380-мм орудий.

 При этом предпочтение Дойер отдавал проектам с 340-мм калибром, так как до готовности 380-мм орудий хотя бы к испытаниям было очень далеко.

Для полноты картины следует сказать о примечании Дойера к докладной записке, в которой указал, что водоизмещение 29.000 тонн позволяет также разместить двадцать 305-мм орудий в пяти четырехорудийных башнях.

В этой же записке приводились возможные размерения предпочтительных вариантов, сравниваемые с кораблями типа "Normandie":

 

"Normandie"

проект

проект

12 340-мм 3x4 башни

14 340-мм 3x4,1x2 башни

16 340-мм 4x4 башни

Длина между перпендикулярами

175,00 м

185,00 м

190,00 м(*)

Ширина наибольшая

27,00 м

28,00 м

29,00 м

Осадка в боевой состоянии

8,65 м

8,65 м

8,65 м

Водоизмещение

25.200 т

27.500 т

29.000 т

Объем погруженной части

24.561 куб.м

26.803 куб.м

28.265 куб.м

Отношение L/B

6,48 : 1

6,61 : 1

6,55 : 1

Коэффициент полноты

6,02

6,18

6,23

(*) - Длина наибольшая 194,5 м.

В обоих указанных случаях дополнительная башня (в сравнении с "Normandie" - четвертая) располагалась бы между двумя котельными отделениями, "разделенными необходимым количеством пространства". Размещение же четырехорудийных башен и вспомогательного вооружения было оставлено таким же, как на "Normandie", - за исключением того, что средняя четырехорудийная башня была несколько сдвинута в корму. Это придавало кораблю приемлемый дифферент, та как в противном случае четвертая башня сильно перегружала нос. Кроме того, смещение башни в корму позволяло более удобно разместить корабельные шлюпки.

Все эти предположения и расчеты могли иметь место при условии, что на новых кораблях сохранятся 340-мм и 138,6-мм орудия тех же образцов, что и на "Normandie". Однако Дойер считал, что на новых кораблях необходимо применить более совершенный 1,30-метровый снаряд (вместо 1,08 метра, как на "Normandie") для главного калибра, а также новые 138,6-мм полуавтоматические пушки, которые находились в стадии разработки и предполагались к принятию на вооружение в 1914 году. В этом случае рост веса по статье вооружения составил бы 800-1000 тонн и расчеты пришлось бы пересмотреть. Однако, по его мнению, даже в этом случае можно было бы найти приемлемое решение.

Подводя итог предварительным выкладкам, Дойер высказывал мнение, что в окончательном виде можно получить мощный и достаточно хорошо защищенный корабль, который с четырнадцатью или шестнадцатью 340-мм орудиями вполне мог бы соперничать с наиболее современными линкорами, строящимися за границей, включая корабли с 380-мм главным калибром - британские "Queen Elisabeth" и немецкие "Bayern".

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Темой отдельного обсуждения стала энергетическая установка новых кораблей, хотя документ датировался тем же 19 сентября 1913 года. В ней Дойер высказывал мнение, что в качестве энергетической установки можно использовать комбинированную (как на "Normandie") или только турбинную (как на "I-11" - тогда еще не получивший наименования "Bearn"). При этом Дойер допускал, что возможна также установка турбозубчатых агрегатов, добавляя, что в отношении изготовления турбозубчатых установок "кажется, наметился значительный прогресс". Замечание это было вызвано тем, что использование на кораблях зубчатой передачи во многом зависит от развития промышленности в стране, так как эффективность того или иного механизма неразрывно связано с качеством исполнения, а это в свою очередь зависит от совершенства производственной базы. Так, например, турбозубчатые агрегаты Парсонса изготовлялись совершенными режущими станками, обеспечивающими в числе прочего геометрическую точность нарезки зубьев шестерен. Во Франции же, всегда стремившейся обходиться собственной промышленностью, сравнительно долго не могли добиться подобной точности, отчего зубчатые агрегаты получались менее эффективными и подверженными вибрации и повышенному износу. Это послужило одной из причин, почему французский флот перешел к массовому применению турбозубчатых агрегатов несколько позже, чем в других странах.

Применение турбозубчатых агрегатов обещало громадные преимущества, основными из которых были:
-  Уменьшение потребления топлива на небольших режимах хода.
-  Выигрыш в весе механизмов.
-  Уменьшение пространства, занимаемых механизмами. Это освобождало полезные объемы для других целей, а также позволяло разместить механизмы более удобно для обслуживания и необходимого ремонта.

Произведенный предварительный расчет показывал, что при увеличении остроты обводов корпуса, по сравнению с "Normandie", 27.500-тонный линкор мог бы сохранить такую же скорость без изменения энергетической установки. Но при увеличении водоизмещения до 29.000 тонн мощность установки должна была вырасти до 38.000 или даже 40.000 SHP.

Оглавление