Основываясь на этих рассуждениях, Дойер предложил четыре возможных варианта проекта нового корабля:
- 27.500 тонн; 14 340-мм орудий;
- 28.500-29.000 тонн; 16 340-мм орудий;
- 27.500 тонн; 8 380-мм орудий;
- 29.500-30.000 тонн; 10 380-мм орудий.
При этом предпочтение Дойер отдавал проектам с 340-мм калибром, так как до готовности 380-мм орудий хотя бы к испытаниям было очень далеко.
Для полноты картины следует сказать о примечании Дойера к докладной записке, в которой указал, что водоизмещение 29.000 тонн позволяет также разместить двадцать 305-мм орудий в пяти четырехорудийных башнях.
В этой же записке приводились возможные размерения предпочтительных вариантов, сравниваемые с кораблями типа "Normandie":
|
"Normandie" |
проект |
проект |
12 340-мм 3x4 башни |
14 340-мм 3x4,1x2 башни |
16 340-мм 4x4 башни |
|
Длина между перпендикулярами |
175,00 м |
185,00 м |
190,00 м(*) |
Ширина наибольшая |
27,00 м |
28,00 м |
29,00 м |
Осадка в боевой состоянии |
8,65 м |
8,65 м |
8,65 м |
Водоизмещение |
25.200 т |
27.500 т |
29.000 т |
Объем погруженной части |
24.561 куб.м |
26.803 куб.м |
28.265 куб.м |
Отношение L/B |
6,48 : 1 |
6,61 : 1 |
6,55 : 1 |
Коэффициент полноты |
6,02 |
6,18 |
6,23 |
(*) - Длина наибольшая 194,5 м.
В обоих указанных случаях дополнительная башня (в сравнении с "Normandie" - четвертая) располагалась бы между двумя котельными отделениями, "разделенными необходимым количеством пространства". Размещение же четырехорудийных башен и вспомогательного вооружения было оставлено таким же, как на "Normandie", - за исключением того, что средняя четырехорудийная башня была несколько сдвинута в корму. Это придавало кораблю приемлемый дифферент, та как в противном случае четвертая башня сильно перегружала нос. Кроме того, смещение башни в корму позволяло более удобно разместить корабельные шлюпки.
Все эти предположения и расчеты могли иметь место при условии, что на новых кораблях сохранятся 340-мм и 138,6-мм орудия тех же образцов, что и на "Normandie". Однако Дойер считал, что на новых кораблях необходимо применить более совершенный 1,30-метровый снаряд (вместо 1,08 метра, как на "Normandie") для главного калибра, а также новые 138,6-мм полуавтоматические пушки, которые находились в стадии разработки и предполагались к принятию на вооружение в 1914 году. В этом случае рост веса по статье вооружения составил бы 800-1000 тонн и расчеты пришлось бы пересмотреть. Однако, по его мнению, даже в этом случае можно было бы найти приемлемое решение.
Подводя итог предварительным выкладкам, Дойер высказывал мнение, что в окончательном виде можно получить мощный и достаточно хорошо защищенный корабль, который с четырнадцатью или шестнадцатью 340-мм орудиями вполне мог бы соперничать с наиболее современными линкорами, строящимися за границей, включая корабли с 380-мм главным калибром - британские "Queen Elisabeth" и немецкие "Bayern".
Темой отдельного обсуждения стала энергетическая установка новых кораблей, хотя документ датировался тем же 19 сентября 1913 года. В ней Дойер высказывал мнение, что в качестве энергетической установки можно использовать комбинированную (как на "Normandie") или только турбинную (как на "I-11" - тогда еще не получивший наименования "Bearn"). При этом Дойер допускал, что возможна также установка турбозубчатых агрегатов, добавляя, что в отношении изготовления турбозубчатых установок "кажется, наметился значительный прогресс". Замечание это было вызвано тем, что использование на кораблях зубчатой передачи во многом зависит от развития промышленности в стране, так как эффективность того или иного механизма неразрывно связано с качеством исполнения, а это в свою очередь зависит от совершенства производственной базы. Так, например, турбозубчатые агрегаты Парсонса изготовлялись совершенными режущими станками, обеспечивающими в числе прочего геометрическую точность нарезки зубьев шестерен. Во Франции же, всегда стремившейся обходиться собственной промышленностью, сравнительно долго не могли добиться подобной точности, отчего зубчатые агрегаты получались менее эффективными и подверженными вибрации и повышенному износу. Это послужило одной из причин, почему французский флот перешел к массовому применению турбозубчатых агрегатов несколько позже, чем в других странах.
Применение турбозубчатых агрегатов обещало громадные преимущества, основными из которых были:
- Уменьшение потребления топлива на небольших режимах хода.
- Выигрыш в весе механизмов.
- Уменьшение пространства, занимаемых механизмами. Это освобождало полезные объемы для других целей, а также позволяло разместить механизмы более удобно для обслуживания и необходимого ремонта.
Произведенный предварительный расчет показывал, что при увеличении остроты обводов корпуса, по сравнению с "Normandie", 27.500-тонный линкор мог бы сохранить такую же скорость без изменения энергетической установки. Но при увеличении водоизмещения до 29.000 тонн мощность установки должна была вырасти до 38.000 или даже 40.000 SHP.