Оглавление

БРОНЕВАЯ И КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА

В первой половине 1914 года, уже после принятия решения о вооружении, конструкторы продолжали доводку проекта, причем главное внимание теперь уделялось не вооружению, а защите.

В решении Верховного Морского совета, принятом 2 февраля 1914 года, наряду с принятие окончательного решения о вооружении линкоров, отмечалось также, что все новые линкоры будущего французского флота должны иметь системы защиты против снарядов, способных после падения в воду сохранять опасную для корабля траекторию движения и поражать борт корабля ниже броневого пояса или в нижней, наименее тонкой, части броневых плит. Для кораблей 1915 года это отразилось в требовании иметь броневые плиты с толщиной нижней кромки не менее 250 мм.

Сейчас уже трудно сказать, какую бы защиту имели новые корабли. Первоначально предполагалось, что она будет соответствовать защите линкоров типа "Normandie". Эта же точка зрения была отражена и в докладной записке, датированной 17 июня 1914 года. В указаниях Технического отдела говорилось, что система защиты корпуса линкоров типа "Normandie", задуманная на противодействие торпедным повреждениям, основывалась на результатах испытаний, проведенных ранее в Лориане. В ходе опытов был изготовлен специальный кессон, имитирующий конструкцию борта линкора. В ходе опытов были произведены взрывы, показавшие, что "...самые желательные результаты" могут ожидаться от внутренней противоторпедной переборки, известной во французском флоте как "трехслойная эластичная переборка" - она состояла из трех слоев, соединенных подобно рессорам, причем один из слоев был сделан гофрированным.

Однако известно, что еще до этого, Технический отдел некоторое время занимался вопросами улучшения защиты. Изменения конструкции были вызваны тем, что военно-морские специалисты того времени считали вероятным появление артиллерийских снарядов, специально предназначенных для поражения корпуса под водой при их падении перед бортом с небольшим недолетом. Этому фактору французы придавали большое значение, о чем можно судить хотя бы потому, что он оказал немалое влияние на выбор артиллерийской системы главного калибра. Воздействие этих снарядов (тип "Р" - бронебойные или полубронебойные снаряды с баллистическим наконечником и модифицированной оживальной головкой) французы разделяли на два вида. В первом случае (принцип торпеды) снаряд взрывался при контакте с наружным бронированием, во втором снаряд пробивал борт и проникал внутрь корпуса. Более опасным считался второй тип снарядов. Для защиты от них кораблю требовалась дополнительная подводная защита под нижней бронированной палубой и ниже броневого пояса. Это требовало дополнительного веса, а, получить его можно было только за счет какой-либо другой статьи нагрузки, так как окончательно утвержденное проектное водоизмещение 29.600 тонн позволяло разместить только четыре 4-орудийные башни и защиту по типу "Normandie". Уменьшить вес вооружения вряд ли бы удалось, так как выбор главного вооружения сам по себе потребовал увеличить водоизмещение на 600 тонн (от первоначальных 29.000 тысяч), на что Верховному Морскому совету пришлось согласиться. Не позволили конструкторам также уменьшить толщину броневого пояса по ватерлинии, так как ставило под угрозу жизненно важные для корабля помещения. Не удалось также получить согласие снижать проектную скорость, а, следовательно, энергетическую установку требовалось оставить без изменений. Выход был найден в уменьшении толщины бронирования казематов артиллерии противоминного калибра, которая состояла из 160-мм броневых листов, уложенных на двухслойной обшивке толщиной 10+10 мм.

После проведения расчетов Технический отдел в докладной записке Верховному Морскому совету сообщал, что установка подводной защиты ниже броневого пояса без увеличения водоизмещения возможна только в случае если толщину брони казематов уменьшить с 160 мм до 100 мм, то есть, с учетом толщины обшивки, до 120 мм. В этом случае можно было разместить дополнительную защиту толщиной 80 мм (включая листы обшивки) на протяжении между концевыми башнями, включая их. По высоте подводный этот пояс начинался от кромки бронированной палубы и постепенно уменьшалась до 35 мм по нижней кромке на глубине 6 метров в носовой части и 4,5 метра в кормовой части, - то есть его высота по длине корпуса была неодинакова.

ПРИСВОЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИНКОРАМ ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ

Между тем, пока решались все эти технические вопросы своим чередом подготовка к строительству новых кораблей. Готовились к закладке кораблей построечные места.

3 декабря 1913 года приказом морского министра были присвоены наименования линкорам 1915 финансового года. Последний корабль типа "Normandie" ("I-11") получил имя "Bearn". Четыре других корабля были отнесены к новому типу, обозначенному как "Lyon". Как и предыдущие дредноуты корабли получили наименования в честь французских провинций.

1 января 1915 года планировалось заложить два корабля на казенных верфях. "Lyon" (бывший "I-12") - на верфи "Ateliers & Chantiers de la Loire & Penhoet" в Сен-Назере, a "Lille" (бывший "I-13") - на верфи "Forges & Chantiers de la Mediterranee" в Ла-Сейне близ Тулона (или на верфи той же фирмы в Сен-Назере).

Через три месяца, 1 апреля 1915 года, должно было начаться строительство двух следующих дредноутов на казенных верфях. "Duquesne" (бывший "А-14") должен был строиться на верфи "Arsenale de Brest" в Бресте, а "Tourville" (бывший "А-15") - на верфи "Arsenale de Lorient" в Лориане.

Начавшаяся Первая мировая война приостановила работу над проектом, выдача заказов не производилась, и строительство кораблей так и не было начато, хотя подготовка на верфях проводилась. Уже в конце 1914 года незавершенные конструкторские работы были полностью прекращены и больше не возобновлялись.

Оглавление

Hosted by uCoz