Оглавление

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА ОБ ОДНОЙ ПУБЛИКАЦИИ

В заключение статьи можно сказать о достаточно известной статье, на которой за рубежом продолжительное время (до 60-х годов) основывались сведения о линкорах типа "Lyon" и которые, как установлено, не являются верными. К сожалению, большинство российских читателей узнают об этом гораздо позже.

Начало Первой мировой войны прервало все работы по разработке проекта "Lyon". Сведений о нем больше не появлялось до 1917 года, когда в журнале "Les Flottes de Combat" появилась публикация, посвященная этим кораблям. Публикация не носила официального характера и не совсем соответствовала истине. Автор публикации капитан 1-го ранга Де Балинкорт (Capitaine de Vaisseau De Balincourt) использовал чертеж линкора из американского издания "United States Naval Institute Proceedings", в котором корабль был представлен как новая конструкция, желательная с точки зрения опыта войны. Он был изображен с четырьмя 4-орудийными башнями, расположенными линейно-возвышенно, то есть попарно в носу и корме. Площадь бронирования была явно больше, чем предусмотренная проектом Технического отдела кораблестроительного департамента. Комбинированная главная энергетическая установка мощностью 44.000 SHP включала поршневые машины и паровые турбины и, по расчетам, могла обеспечить кораблю скорость в 23 узла. Дымовые трубы располагались гораздо ближе друг к другу, а между ними находилась грот-мачта. Имелись расхождения и в калибре противоминных орудий. На эскизе в "Les Flottes de Combat" были показаны 138,6-мм орудия, в то время как в тексте говорилось о 164,7-мм орудиях.

В отношении размещения артиллерии следует сказать, что документов, подтверждающих приведенное в "Les Flottes de Combat" расположение башен, во французских военно-морских архивах пока не найдено. Более того, необходимо напомнить, что в докладной записке начальника Технического отдела, главного конструктора флота Дойера (ingeneur general Doyere), датированной 19 сентября 1913 года, говорится, что предложенное им расположение четырех орудийных башен (к записке прилагался эскиз) предпочтительно по причине удифферентовки корабля. В ином случае возникала опасность перегрузки какой-либо оконечности корабля, в частности носовой, а это могло привести к фиксированному (неустранимому) дифференту на нос.

Руководимый любопытством, автор статьи о линкорах типа "Lyon" в журнале "La Revue Maritime" (1963 год) Анри Ле Массон просмотрел указанный выпуск "Proceedings" (июль-август 1915 года) и нашел эскиз, на котором основывалась публикация Де Балинкорта. Выяснилось, что чертеж в "Proceedings" был выполнен Морисом Прендергастом (Maurice Prendergast) и что этот чертеж недостоверен. Ле Массон хорошо знал Прендергаста, более того, они были друзьями. По мнению Ле Массона Прендергаст имел большой талант чертить эскизы военных кораблей. Делал это он очень тщательно и правдоподобно, но иногда эти эскизы были основаны на неверных или неполных сведениях. В частности, чертеж французского дредноута в "Proceedings", как и сама статья, основывались на появившейся в Англии несколькими месяцами ранее публикации, в которой указывалась длина проекта линкоров "Lyon"/ "Lille" и обсуждались варианты размещения артиллерии, возможные при этих размерах.

В отношении калибра противоминной артиллерии можно предположить, что это всего лишь описка Де Балинкорта. Из всех известных многочисленных обсуждений проектов линкоров типов "Normandie" и "Lyon" совершенно ясно, что на вспомогательную артиллерию отводилась строго ограниченная весовая нагрузка, которая не могла быть увеличена (а это было бы неизбежно при таком резком увеличении калибра). К тому же, в тот момент во французском флоте не существовало реальной альтернативы 138,6-мм орудию, способному вести скорострельный огонь и требовавшему для этого ограниченный вес снаряда (35-кг), позволявший производить ручную подачу и заряжание. Это было бы невозможно при весе снаряда 52 кг (а именно столько весил 164,7-мм снаряд), так как в этом случае требовались зарядные механизмы. Таким образом статью в "Les Flottes de Combat", равно как и публикацию в "Proceedings", можно считать досадной ошибкой, основанной на неверных предпосылках.

Оглавление

Hosted by uCoz