Оглавление

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ БЫСТРОХОДНЫХ ЛИНКОРОВ ФРАНЦИИ.

ЧТО МОГЛО БЫ БЫТЬ?

Весной 1914 года Генеральный морской штаб (Etat-major general) поднял вопрос о необходимости иметь во французском флоте крупные быстроходные корабли, соответствующие по техническим и боевым данным линейным крейсерам или линейным кораблям с повышенной скоростью. Начавшаяся вскоре война не позволила реализовать эти планы. Более того, в подтверждение, что подобный вопрос рассматривался, имеется лишь небольшое количество документов из Генерального морского штаба (главным образом, четвертый отдел), изучение которых не позволяет говорить о планомерной работе над техническими заданиями и проектом. Невозможно судить о том, что имела бы Франция в случае, если бы существовала возможность построить эти корабли, так как в названных документах фигурируют только общие цифры, характеризующие предполагаемые корабли, в частности: водоизмещение 28.000 тонн, скорость 27 узлов, вооружение из восьми 340-мм орудий, экипаж из 1200 человек и др. Документов, подтверждающих работу над этими проектами, не было найдено ни в Центральном морском архиве, ни в Департаменте кораблестроения. По этому факту можно судить, что в Техническом отделе (Section Technique des Constructions Navales), ведающем разработкой новых проектов, не делалось каких-либо серьезных попыток даже в общих чертах определить характеристики этого класса корабля.

Тем не менее, существуют два проекта, дающие некоторое представление о том какими могли бы быть новые быстроходные линейные корабли французского флота. Они могли быть построены после дредноутов типа "Lion" или параллельно с ним. Оба проекта датированы 1913 годом, то есть, до того как в Морском Генеральном штабе было заявлено о необходимости подобных кораблей и, следовательно, можно в некоторой степени допустить, что именно эти проекты могли быть рассмотрены в Морском Генеральном штабе и послужить основой для подобного заявления. Уже позже эти проекты были названы именами их авторов.

Автором одной из этих работ, известной как "Эскизный проект линейного крейсера" является военный кораблестроитель корпуса морских инженеров П. Гилль (P. Gille), руководивший в 1913 году постройкой дредноута "Flandre" на верфи военно-морского арсенала в Бресте. Известно, что этот проект был передан на рассмотрение в Технический отдел (Section Technique des Constructions Navales).

Другой проект был составлен лейтенантом Дюран-Виль (Durand-Viel), который через 18 лет, будучи адмиралом, занял пост начальника Генерального морского штаба, а в 1913 году был слушателем военно-морской академии. Представленный на рассмотрение проект являлся темой дипломной работы для группы офицеров, в число которых входил и Дюран-Виль. Целью работы было решение проблемы усиления французского флота, исходя из предпосылки: "Определить характеристики нового типа кораблей, которые должны быть заложены после пяти дредноутов типа "Normandie", предполагая, что текущая программа из 28 линейных кораблей закончена". В конечном виде проектируемый корабль должен был обладать наилучшими боевыми и тактическими характеристиками и стать наиболее мощным из своих современников - как французских, так и иностранных. Оговаривалось, что подобное качество корабля должно быть достигнуто не обязательно прямым увеличением огневой мощи, скорости и защиты (а, соответственно, - и водоизмещения). Превосходство нового французского корабля над подобными в других странах могло быть обеспечено за счет улучшения некоторых из этих характеристик - в совокупности с какой-либо новой тактикой или доктриной использования нового корабля.

Следует добавить, что в обоих случаях проекты были разработаны достаточно полно и представлялись на рассмотрение со всеми расчетами, необходимыми для подтверждения и проверки заданных характеристик. Эти работы очень интересны и обладают тем достоинством, что исходят с одной стороны от военного инженера-кораблестроителя, а с другой стороны - от кадрового офицера. Авторы проектов не сотрудничали между собой при выполнении своих работ, и, следовательно, они показывают взгляды на военный флот с двух различных точек зрения.

ПРОЕКТ ГИЛЛЯ (GILLE)

В конце 1911 года инженер Гилль был послан в командировку в Англию, где имел возможность побывать на британских верфях, строивших сверхдредноуты типа "Orion" и линейные крейсера типа "Lion". Под воздействием полученных впечатлений у него возникла идея, что этот класс кораблей будет не лишним и во французском флоте, где им пренебрегали, несмотря на то, что в Великобритании, Германии, Японии и России на быстроходные крупные боевые корабли обращалось все больше и больше внимания. Считалось, что такие корабли могли бы составить мощное и быстроходное соединение в составе флота, способное в короткие сроки выполнять различные тактические задачи в ходе эскадренного сражения, например поддержка отдельных кораблей или сосредоточение усиленного огня на определенном участке вражеской линии. Идея такого использования была не нова, так как во многом именно благодаря ей появились и существовали как класс броненосные крейсеры.

Оглавление

Hosted by uCoz