Из разнообразных работ, представленных слушателями военно-морской академии в начале 1913 года, до наших лет сохранился только один проект, названный позже по имени автора - Дюран-Виля. Однако до нас дошел еще один документ, являющийся общим анализом этих работ, подготовленный морским Генеральным штабом (четвертый отдел) в июне 1914 года, когда рассмотрение нового типа крупного корабля перешло в высшие эшелоны управления. Основываясь на этом документе можно указать основные положения представленных слушателями академии проектов, которые можно сопоставить с дредноутами типа "Lion". Из этого же документа можно вывести комментарии и заключения Генерального штаба в отношении проектов, а также сделать некоторые предположения, насколько проекты совпадали со взглядами морского Генерального штаба на будущее французского флота.
Все офицеры (за исключением двух) исходили из требования нормального водоизмещения около 27.500 тонн - в любом случае, это была базовая цифра, предложенная слушателям академии. Все офицеры остановили свой выбор на линейном корабле, и только один офицер выбрал класс линейного крейсера - это был лейтенант Дюран-Виль (de vaisseau Durand-Viel).
Четверо однокурсников Дюран-Виля обратились к "мощному" типу линейного корабля, хорошо защищенного и вооруженного, но не более быстроходного, чем все их современники. Остальные двенадцать офицеров посчитали более необходимым класс быстроходного линейного корабля с боевой скоростью 24-25 узлов. Вооружение и защита кораблей этих проектов соответствовали уровню последних французских дредноутов. Вероятнее всего, это были проекты кораблей, наиболее близкие духу того времени, и на строительстве которых шестью месяцами позже, в июне 1913 года, настаивал Уинстон Черчилль, в будущем Первый Лорд адмиралтейства. В своей речи перед британским парламентом Черчилль отмечал, что: "Адмиралтейство хочет строить корабли, менее быстроходные, чем самые последние линейные крейсеры, но со скоростью, достаточной, что бы догнать любой линейный флот, который они смогут встретить в ближайшие несколько лет..."
По мнению будущих выпускников академии, быстроходные линкоры могли быть использованы как мощная маневренная сила. Их скорость должна быть достаточной, чтобы выполнять фланговые маневры относительно 20-узловой эскадры и, наоборот, охватывающих маневров линейных крейсеров.
Наиболее спорным оказался вопрос о главном вооружении будущих линкоров, причем в отношении калибров разногласий почти не было - либо 380 мм, либо побольше стволов, но 340 мм. Проекты отличались в основном распределением орудий в башнях и, особенно, размещением самих башен на корабле. В зависимости от скорости корабля предлагалось несколько вариантов его размещения.
1. ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ С ОБЫЧНОЙ ДЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ СКОРОСТЬЮ. Подобной точки зрения придерживались в своих проектах четверо офицеров:
Водоизмещение |
Вооружение |
Размещение ГК |
|
1. |
32.000 тонн |
10 380-мм орудий |
пять 2-оруд. башен |
2. |
29.000 тонн |
9 380-мм орудий |
три 3-оруд. башни |
3. |
30.000 тонн |
16 340-мм орудий |
четыре 4-оруд. башни |
4. |
Водоизмещение и вооружение аналогично линкору "Normandie" |
2. БЫСТРОХОДНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ.
Большинство авторов проектов (12 человек) придерживалось взглядов на перспективность быстроходных линкоров. Из этого числа проектов семь офицеров считали возможным сохранить главное вооружение и его размещение как на "Normandie", а остальные предлагали иные варианты.
(Нумерация пунктов по тексту, пропущены проекты 5 - 11, видимо как неоригинальные, см. выше. прим. ВВС)
Водоизмещение |
Вооружение |
Размещение башен главного калибра |
|
12. |
27.500 тонн |
10 380-мм орудий |
две 4-оруд. башни в оконечностях и одна 2-оруд. башня возвышенно над носовой 4-орудийной. |
13. |
27.500 тонн |
10 380-мм орудий |
две 4-оруд. башни в оконечностях и одна 2-оруд. башня в середине корабля. |
14. |
27.500 тонн |
14 340-мм орудий |
две 4-оруд. башни в оконечностях и две 3-оруд. башни в середине корабля. |
15. |
27.500 тонн |
14 340-мм орудий |
три 4-оруд. башни как на "Normandie" и одна 2-оруд. башня возвышенно над носовой 4-орудийной. |
16. |
27.500 тонн |
14 340-мм орудий |
три 4-оруд. башни как на "Normandie" и одна 2-оруд. башня возвышенно над кормовой 4-орудийной. |
3. ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР.
Проект подобного корабля представил только Дюран-Виль, причем остановившись на калибре 340 мм, он считал более лучшим увеличить калибр до 370 мм.
Водоизмещение | Вооружение | Размещение ГК | |
17. | 27.500 тонн | 8 340-мм орудий | две 4-оруд. башни |