Оглавление

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКОЙ АКАДЕМИИ

Из разнообразных работ, представленных слушателями военно-морской академии в начале 1913 года, до наших лет сохранился только один проект, названный позже по имени автора - Дюран-Виля. Однако до нас дошел еще один документ, являющийся общим анализом этих работ, подготовленный морским Генеральным штабом (четвертый отдел) в июне 1914 года, когда рассмотрение нового типа крупного корабля перешло в высшие эшелоны управления. Основываясь на этом документе можно указать основные положения представленных слушателями академии проектов, которые можно сопоставить с дредноутами типа "Lion". Из этого же документа можно вывести комментарии и заключения Генерального штаба в отношении проектов, а также сделать некоторые предположения, насколько проекты совпадали со взглядами морского Генерального штаба на будущее французского флота.

Все офицеры (за исключением двух) исходили из требования нормального водоизмещения около 27.500 тонн - в любом случае, это была базовая цифра, предложенная слушателям академии. Все офицеры остановили свой выбор на линейном корабле, и только один офицер выбрал класс линейного крейсера - это был лейтенант Дюран-Виль (de vaisseau Durand-Viel).

Четверо однокурсников Дюран-Виля обратились к "мощному" типу линейного корабля, хорошо защищенного и вооруженного, но не более быстроходного, чем все их современники. Остальные двенадцать офицеров посчитали более необходимым класс быстроходного линейного корабля с боевой скоростью 24-25 узлов. Вооружение и защита кораблей этих проектов соответствовали уровню последних французских дредноутов. Вероятнее всего, это были проекты кораблей, наиболее близкие духу того времени, и на строительстве которых шестью месяцами позже, в июне 1913 года, настаивал Уинстон Черчилль, в будущем Первый Лорд адмиралтейства. В своей речи перед британским парламентом Черчилль отмечал, что: "Адмиралтейство хочет строить корабли, менее быстроходные, чем самые последние линейные крейсеры, но со скоростью, достаточной, что бы догнать любой линейный флот, который они смогут встретить в ближайшие несколько лет..."

По мнению будущих выпускников академии, быстроходные линкоры могли быть использованы как мощная маневренная сила. Их скорость должна быть достаточной, чтобы выполнять фланговые маневры относительно 20-узловой эскадры и, наоборот, охватывающих маневров линейных крейсеров.

Наиболее спорным оказался вопрос о главном вооружении будущих линкоров, причем в отношении калибров разногласий почти не было - либо 380 мм, либо побольше стволов, но 340 мм. Проекты отличались в основном распределением орудий в башнях и, особенно, размещением самих башен на корабле. В зависимости от скорости корабля предлагалось несколько вариантов его размещения.

1. ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ С ОБЫЧНОЙ ДЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ СКОРОСТЬЮ. Подобной точки зрения придерживались в своих проектах четверо офицеров:

Водоизмещение

Вооружение

Размещение ГК

1.

32.000 тонн

10 380-мм орудий

пять 2-оруд. башен

2.

29.000 тонн

9 380-мм орудий

три 3-оруд. башни

3.

30.000 тонн

16 340-мм орудий

четыре 4-оруд. башни

4.

Водоизмещение и вооружение аналогично линкору "Normandie"

2. БЫСТРОХОДНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ.

Большинство авторов проектов (12 человек) придерживалось взглядов на перспективность быстроходных линкоров. Из этого числа проектов семь офицеров считали возможным сохранить главное вооружение и его размещение как на "Normandie", а остальные предлагали иные варианты.

(Нумерация пунктов по тексту, пропущены проекты 5 - 11, видимо как неоригинальные, см. выше. прим. ВВС)

Водоизмещение

Вооружение

Размещение башен главного калибра

12.

27.500 тонн

10 380-мм орудий

две 4-оруд. башни в оконечностях и одна 2-оруд. башня возвышенно над носовой 4-орудийной.

13.

27.500 тонн

10 380-мм орудий

две 4-оруд. башни в оконечностях и одна 2-оруд. башня в середине корабля.

14.

27.500 тонн

14 340-мм орудий

две 4-оруд. башни в оконечностях и две 3-оруд. башни в середине корабля.

15.

27.500 тонн

14 340-мм орудий

три 4-оруд. башни как на "Normandie" и одна 2-оруд. башня возвышенно над носовой 4-орудийной.

16.

27.500 тонн

14 340-мм орудий

три 4-оруд. башни как на "Normandie" и одна 2-оруд. башня возвышенно над кормовой 4-орудийной.

3. ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР.

Проект подобного корабля представил только Дюран-Виль, причем остановившись на калибре 340 мм, он считал более лучшим увеличить калибр до 370 мм.

  Водоизмещение Вооружение Размещение ГК
17. 27.500 тонн 8 340-мм орудий две 4-оруд. башни

Оглавление

Hosted by uCoz