Таким образом, основываясь на приведенных цифрах, можно отметить, что абсолютное большинство офицеров-проектантов остановили свой выбор на калибре главного вооружения 340 мм. По их мнению этот калибр позволял вести эффективную стрельбу и достигнуть решающих результатов на дистанциях, являющихся пределом видимости на Средиземном море в благоприятную погоду. Также утверждалось, что дистанции бом около 15.000 метров не станут средними боевыми дистанциями, на которые нужно будет опираться при определении тактики боя и произведения расчетов. Предполагалось, что флагманы, вдохновленные поддержанием наступательного духа, не будут выбирать такие большие расстояния.
Однако, можно предполагать, что здесь имела место и некоторая нерешительность к переходу на более крупные калибры, так как этот путь считался эффективным только в случае, если не влек за собой заметного уменьшения числа орудий, и, следовательно, требовал кардинально нового подхода к взглядам на величину кораблей; иначе говоря, требовалось резкое увеличение водоизмещения при лишь незначительном уменьшении числа орудий. Для Франции, не имевшей крупных ремонтных доков, увеличение водоизмещения кораблей влекло за собой множество различных проблем, связанных с обслуживанием и эксплуатацией таких больших кораблей. В этом отношении вопрос оставался открытым еще достаточно долгое время.
Более единодушны были взгляды на защиту кораблей. Подытоживая все особенности проектов морской Генеральный штаб в указанном документе отмечал, что отказавшись от толстой поясной брони в оконечностях, они остаются по существу незащищенными, так как легкая броня представляет весьма сомнительную защиту. Поэтому в таком случае необходимо предусмотреть в новых проектах достаточно мощный броневой пояс на более или менее значительном протяжении и по толщине не меньше, чем на "Normandie". Помимо этого, по всей длине машинно-котельных отделений борт должен прикрываться угольными бункерами и поясом коффердамов, а также иметь внутреннюю противоосколочную переборку по длине между концевыми башнями. Горизонтальное бронирование обязательно должно включать две броневых палубы, из которых более толстой необходимо сделать верхнюю, ввиду увеличения угрозы навесного огня с дальних дистанций.
Большое внимание во всех проектах было уделено подводной защите. По общему мнению считалась необходимой установка внутренней 50-мм противоминной переборки на расстоянии 4,5 метра от обшивки борта, а такое требование предопределяло уменьшение ширины внутренних объемов и, следовательно, вынуждало искать более эффективные способы размещения боевых погребов.
Такое же единодушие высказалось и в отношении главной энергетической установки. Ни один проект не предусматривал комбинированной установки турбины/ поршневые машины, примененной на "Normandie". Достаточно молодые офицеры-слушатели академии не имели причин для проявления равнодушия к новым идеям, присущего осторожным к новшествам членам Верховного Морского совета (Conseil Superieur de la Marine). Тяжелые и малоэффективные поршневые машины должно быть казались им прискорбным анахронизмом, но, тем не менее, один из проектантов предложил сочетание паровых турбин с двигателями внутреннего сгорания, стремясь таким образом увеличить дальность действия корабля. Три других офицера предлагали установку турбозубчатых агрегатов.
Абсолютно во всех проектах применялись "новые" эффективные котлы Бельвилля (Belleville) усовершенствованной конструкции, с вертикальными трубками малого диаметра. Подобные котлы предполагалось установить на линкорах "Languedoc" и "Flandre". В качестве дальнейших путей усовершенствования считался возможным переход на жидкое топливо.
Возвращаясь к идеям лейтенанта Дюран-Виля, можно сделать описание представленного им проекта линейного крейсера. Проект предусматривал два варианта, отличавшихся, главным образом, вооружением. Первый из них, с 340-мм артиллерией, основывался на уже находящихся в наличии и хорошо испытанных и изученных орудиях. Во втором варианте, к которому автор склонялся больше, чем к первому, Дюран-Виль использовал только несомненно известные данные и, при этом, не решился поддержать различные технические новшества, которые неизбежно показались бы очень смелыми для большинства старших офицеров и, более того, могли быть даже подавлены ими.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАРИАНТА "А" |
|
Водоизмещение |
27.500 тонн |
Длина по ватерлинии |
210 м |
Ширина по ватерлинии |
27 м |
Осадка средняя |
8,70 м |
Главные механизмы |
4 турбоагрегата с прямым приводом на валы |
Количество винтов |
4 |
Мощность механизмов |
74.000 SHP |
Скорость |
27 узлов |
Котлы |
24 котлы двусторонние, типа Belleville |
Рабочее давление пара |
20 кг/кв. см |
Запас угля в полном грузу . | 1810 тонн |
Постоянный запас нефти | 1050 тонн |
Дальность плавания при скорости: | 3500 миль (16 узлов) и плюс 6 часов хода на боевой скорости (27 узлов) |
Вооружение: | |
8 340-мм орудий образца 1912 года в двух башнях | |
24 138,6-мм орудий образца 1910 года (как на "Normandie") в казематах | |
4 47-мм салютных пушек | |
4 450-мм подводных торпедных аппарата быстроперезаряжающейся конструкции; по 8 торпед "D" на каждый аппарат |