ПРОЕКТ "PROVINCE"
В начале 1940 года представители Генерального морского штаба (EMG) неофициально высказали мнение, что наличие в составе флота еще двух линейных кораблей позволило бы сформировать две полноценные дивизии линкоров, каждая из трех кораблей. Следует отметить, что во французском флоте в то время соединение из трех кораблей - не только линкоров, но и крейсеров, контрминоносцев и других - считалось достаточно сбалансированным и оптимальным по количеству. Верховный Морской Совет (CSM) согласился с такой позицией, и это стало основанием для Технического конструкторского отдела флота (STCN) к продолжению работ над новыми проектами линкоров.
В связи с военным временем морское командование практически не занималось разработкой технических заданий к проекту. Было только оговорено, что величина и главный калибр не должны превышать установленных ограничений (то есть 45 тысяч тонн водоизмещения и 406-мм орудия), а количество стволов должно быть достаточным для полноценного залпа. В остальном проект не должен был уступать проекту «Gascogne».
В результате, Технический отдел (STCN) рассматривал четыре направления дальнейшей работы над проектами:
Вариант «А» - Усовершенствованный типа «Gascogne» без существенных изменений, с размещением двух 4-хорудийных башен по одной в оконечностях: |
|
Водоизмещение стандартное/нормальное |
38.000/40.500 тм |
Размеры (длина / ширина) |
247,5/33,0 м |
Мощность механизмов и скорость |
160.000 SHP = 31,0 уз. |
Главный калибр |
8 - 380-мм орудий |
Вариант «В» - С размещением девяти орудий в трех 3-охорудийных башнях в оконечностях (две в носу и одна в корме); |
|
Водоизмещение стандартное / нормальное |
40.000/45.500 тм |
Размеры (длина / ширина) |
252,0/35,0 м |
Мощность механизмов и скорость |
170.000 SHP = 31,0 yз. |
Главный калибр |
9 - 380-мм орудий |
Вариант «С» - С размещением девяти орудий в трех 3-хорудийных башнях в оконечностях (две в носу и одна в корме); |
|
Водоизмещение стандартное / нормальное |
42.500/47.800 тм |
Размеры (длина / ширина) |
256,0/35,5 м |
Мощность механизмов и скорость |
190.000 SHP = 31,0 уз. |
Главный калибр |
9 - 406-мм орудий |
Вариант «D» - С размещением двенадцати орудий в трех 4-хорудийных башнях в оконечностях (две в носу и одна в корме); |
|
Водоизмещение стандартное / нормальное |
45.000/51.500 тм |
Размеры (длина / ширина) |
265,0/35,5м |
Мощность механизмов и скорость |
220.000 SHP = 32,0 уз. |
Главный калибр |
12 - 406-мм орудий |
Все варианты предусматривали одинаковое бронирование - пояс по ватерлинии 330 мм и палубная броня 170-180 мм (или эквивалентная из другого броневого материала) и 40-50 мм. На последнем варианте, благодаря большому водоизмещению, считалось возможным увеличить толщину пояса до 350 мм.
Не должна была отличаться и средняя артиллерия, в отношении которой командование считало вполне достаточным вооружение «Gascogne» - девять 152-мм орудий и шестнадцать 100-мм универсальных орудий. В случае, если бы опыт войны показал бы недостаточность этого вооружения количество 152-мм башен можно было увеличить до четырех, а число 100-мм зениток можно было увеличить до двадцати четырех в двенадцати спаренных установках.
Работа над проектами была доведена только до стадии грубых предварительных расчетов, поэтому выбор из предлагаемых направлений не был сделан вплоть до нападения Германии на Францию, после которого разработка была свернута. Однако, как сами французы, так и большинство иностранных историков склоняются к мысли, что морское командование в условиях войны вряд ли решилось бы на абсолютно новое для французских инженеров проектирование 3-хорудийных башен главного калибра. Вероятнее всего, выбор пал бы на варианты с 4-хорудийными башнями. А так как прогресс в линкоростроении периода войны во многом «двигался рука об руку» с ростом водоизмещения, то принят был бы вариант «D».
К сожалению, об этой разработке имеется немного сведений, так как многие архивные документы в 1940 году во время оккупации попали в руки немцев и, видимо, далеко не все из них пережили войну.
1 апреля 1940 года, когда уже было окончательно известно о начале строительства в Германии новых линкоров - еще более мощных, чем «Bismarck» и «Tirpitz» - французский парламент санкционировал постройку двух линейных кораблей в рамках новой программы строительства флота. Закладка первого линкора намечалась на 1941 год, второго - на 1944 год. Они должны были заменить в составе флота устаревшие дредноуты «Courbet» и «Paris». Естественно, в условиях, когда не было решено по какому проекту строить корабли, заказ на строительство верфям не выдавался.
Известно, что 15 апреля Верховный Морской Совет (CSM) рассматривал варианты названий для двух будущих кораблей - они предлагались по наименованиям французский провинций - «Alsace», «Normandie», «Flandre» и «Bourgogne». Вероятно, выбор сделан не был, отчего в истории французского флота этот проект остался как тип «Провинции» («Province»).
А незадолго до этого, 6 марта 1940 года, в Сен-Назере в доке всплыл соединенный из двух половин линейный корабль «Jean Bart». Хотя стапельный период постройки этого линкора был сокращен на несколько месяцев по сравнению с головным кораблем серии, тем не менее строительство корабля сильно отставало от первоначального графика, в соответствии с которым начало испытаний предусматривалось 1 декабря 1939 года.
Через месяц с небольшим к ходовым испытаниям в районе Бреста приступил головной линкор «Richelieu».
Когда немецкие войска вели бои на территории Франции, оба этих корабля в середине июня смогли покинуть французские порты и уйти в порты африканских колоний. Позже они приняли некоторое участие в боевых действиях - интересно отметить при этом, что в первую очередь довелось им пострелять по своим бывшим союзникам по антифашистскому блоку - в первую очередь по англичанам, а затем и по американцам. «Richelieu» позже привлекался к операциям против немецкого и японского флотов.
![]() |
![]() |
Силуэт "Jean Bart". 1951 год. |
Силуэт "Richelieu". 1951 год. |