Оглавление

По поводу проекта четвертого линкора проблем было больше. 22 декабря 1938 года Технический конструкторский отдел (STCN) предоставил Начальнику Генерального морского штаба адмиралу Дарлану первую версию измененного и доработанного проекта «В-3», в которой еще оставались две бортовые катапульты и самолетный ангар позади башнеподобной мачто-трубы (donjon). После этого имело место длительное обсуждение проекта, главным предметом которого было взаимное расположение зенитной артиллерии и авиационного оборудования. Адмирал Дарлан считал, что размещение катапульт в районе, относительно хорошо защищенном от действия дульных газов крупнокалиберных орудий в средней части корабля, имеет, конечно же, свои удобства, но, однако, заставляет переместить ближе к оконечностям зенитную 100-мм артиллерию и 37-мм автоматы - весьма близко к орудийным башням 380-мм и 152-мм калибров. При этом зенитки пришлось бы разместить весьма плотно относительно друг друга, так как для использования катапульт требовалось достаточно много свободной площади. Адмирал Дарлан отметил в этом три серьезные проблемы:
-  Из-за близкого расположения зениток неравномерно распределяются сектора их стрельбы, местами перекрывая друг друга, а местами, наоборот, создавая недостаточную плотность огня.
-  Использование 100-мм и 37-мм зениток ограничивается при одновременной стрельбе из крупнокалиберных башенных орудий. В этом случае становится возможным нарушения в управлении огнем.
-  Скопление зениток в определенных местах сильно уменьшает живучесть противовоздушной обороны корабля.

Дарлан отмечал, что единственной мерой против этого может быть перенос авиационного оборудования в корму, и отвод всей средней части корабля для рассредоточенного размещения зенитных установок. Окончательный проект линкора был разработан именно с учетом данного требования. При этом конструкторы отказались от самолетного ангара поверх палубы, устроив его, по примеру американцев, внутри кормовой части корпуса под верхней палубой. Объем ангара рассчитывался на два гидроплана со сложенными крыльями. Единственную катапульту предполагалось установить на корме ближе к правому борту, и там же - кран для подъема самолетов с воды.

Новое размещение главной артиллерии изменило и общее устройство корабля. Перемещение одной башни и соответствующих боепогребов в корму позволило передвинуть на 19,4 метров ближе к носу отсеки главной энергетической установки. Соответственно переместилась и надстройка корабля.

По этой же причине длина цитадели увеличилась на 3,65 метра, которые потребовались для сохранения необходимых объемов боепогребов кормовой башни - перенесенные в кормовую, более узкую часть корабля, они, естественно, и сами оказались меньшей ширины, что и пришлось компенсировать расширением их по длине. Все это потребовало некоторого дополнительного веса на броневую защиту, компенсировать который было решено уменьшением толщины плит главного пояса с 330 до 320 мм и снижением горизонтального бронирования до 140-150 мм. Последнее предполагалось компенсировать использованием более прочного броневого материала. Кроме того, уменьшение числа башен среднего калибра также позволило увеличить толщину брони их барбетов и лобовых плит, одновременно устроив лучшую защиту боепогребам. По иному были расположены дальномерные и артиллерийские посты управления огнем.

В целом проект четвертого линейного корабля, по мнению французских моряков и инженеров, признавался более лучшим по сравнению с «Richelieu». Несомненно, что наиболее важную роль в этом сыграла возможность отбросить путы ограничений в водоизмещении. Более того, французы сами отмечают, что повышение в 1937 году предельного водоизмещения линкоров до 45 тысяч тонн, позволило внести в проект «Richelieu» некоторые изменения; в частности, для улучшения мореходности увеличить подъем носовой части одновременно несколько усилив продольный набор корпуса перед носовым бронетраверзом, изменить артиллерию, установить на корабле дымовую трубу специальной конструкции (мачто-трубу) и некоторые иные незначительные изменения.

17 января 1939 года на военно-морской верфи в Бресте «Arsenale de Brest» в сухом доке № 4 «Salou» всплыла на воду средняя секция строившегося там линейного корабля «Richelieu». После этого она была отведена к более крупному доку № 8 «Laninon» для последующей установки там и монтажа к средней секции носовой и кормовой части.

А в доке № 4 «Salou», немедленно после осушения, была произведена закладка килевой секции нового линейного корабля «Clemenceau», постройка которого должна была осуществляться таким же методом.

Одновременно заканчивалась доработка проекта четвертого линейного корабля «Gascogne». Его постройку предполагалось осуществить в Сен-Назере тем же методом, каким в это время там же строился «Jean Bart», то есть изготовление отдельно носовой и кормовой оконечности и стыковка их в доке. Предварительный договор на строительство был заключен с теми же верфями «Ateliers et Chantiers de la Loire» (кормовая часть) и «Ateliers et Chantiers de St. Nazaire (Penhoet)» (носовая часть). 16 июня 1939 года для линкора был произведен заказ на заготовку материалов, однако из-за трудностей с поставками, в сентябре того же года, уже после начала Второй мировой войны закладка корабля была сперва перенесена на апрель 1940 года, но затем так и не была осуществлена.

FrRichel014.jpg

FrRichel015.jpg

Внешний вид линкора "Gascogne" по проекту

Оглавление

Hosted by uCoz