Оглавление

При всем этом, французским морякам приходилось отмечать и отрицательные стороны такого расположения башен - прежде всего речь шла об отсутствии возможности стрельбы в корму (где создавался так называемый «мертвый угол» в 60 градусов для башни I и 48 градусов - для башни II).

Но решающую роль в отступлении на последующих проектах от носового расположения башен сыграла возрастающая роль авиации в морской войне. Дело в том, что носовое расположение башен не позволяло сосредоточить на носовых курсовых углах достаточную плотность зенитной артиллерии. В этом отношении более выгодной признавалось традиционное расположение башен в оконечностях. И хотя при этом для главного калибра уменьшался сектор ведения огня, тем не менее, для размещения мощных зенитных батарей освобождались надстройки в средней части корабля (побортные позиции) и оконечности надстроек над орудийными башнями (позиции в диаметрали корабля). Именно по этой причине французы в своих проектах вновь вернулись к традиционному расположению орудийных башен немедленно, как только позволили обстоятельства - а случилось это после отмены ограничения величины линейных кораблей в 1938 году.

Восемь орудий главного калибра «Modele 1936» имели следующие характеристики (в изданию «The Big Gun. Battleship Main Armament. 1860-1945» (P. Hodges) артсистема обозначена как «Modele 1935». Там же дальность стрельбы при возвышении 35 градусов указывается только 37,55 км, а начальная скорость снаряда в первоначальной стадии проектирования - 830 м/сек.):

Длина ствола

45,4 калибров

Вес орудия

94,13 т

Вес снаряда

884,0 кг

Вес заряда

255,8 кг

Начальная скорость снаряда

785 м/сек

Дальность стрельбы при возвышении 35 град.

41,7 км

Орудийные башни новых линкоров по своей конструкции практически не отличались от опробованных на «Dunkerque» и хорошо показавших себя 4-орудийных башен. Общий вес каждой артустановки (включая боезапас в погребах и 770 тонн вращающейся брони) равнялся 2476 тонн. Углы обстрела башен были различны - у первой башни 300 градусов, у второй - 312 градусов. При этом механизмы обеспечивали разворот башен в горизонтальной плоскости со скоростью 5 градусов в секунду.

Орудия в башнях размещались двумя парами, из которых каждая размещалась в единой люльке. Расстояние между орудиями каждой пары достигало 2 метров, а между средними орудиями 3 метра. В обоих башнях между парами орудий была устроена продольная броневая переборка, которая создавала два орудийных помещения и, как предполагалось, должна была повысить боевую живучесть башен.

Лафеты башен обеспечивали углы возвышения стволов орудий от -5 до +35 градусов при скорости вертикальной наводки 5,5 градусов. Заряжание орудий производилось при любых углах возвышения. Боевые припасы подавались двумя снарядными и двумя зарядными подъемниками лоткового типа в подбашенные перегрузочные помещения, а там снаряды и заряды перераспределялись к каждому из орудий четырьмя подъемниками. Такой метод заряжания обеспечивал сравнительно высокий темп стрельбы, который в реальных условиях боя мог превысить два выстрела в минуту для каждого орудия.

Боезапас хранился в двухуровневых погребах ниже броневой палубы и составлял 104 выстрела на орудие (всего 832 снаряда и по 4 полузаряда на каждый снаряд). В передней части погребов на обоих уровнях был устроен снарядный погреб, за ним - зарядный. Такое хранение боеприпасов отступало от общепринятой во всем мире схемы размещения боеприпасов (обычно - внизу заряды, над ними снаряды), и было вызвано также желанием ускорить перезаряжание орудий и, соответственно, скорость стрельбы.

Управление стрельбой из орудий главного калибра осуществлялось из центрального поста, расположенного внутри цитадели, непосредственно под надстройкой или главного артиллерийского поста, устроенного в верхнем ярусе боевой рубки. Данные для стрельбы центральный и главный артиллерийский посты получали от двух дальномерных постов - главного (с двумя 14-метровыми стереодальномерами), установленного поверх носовой надстройки, с полным круговым обзором на 360 градусов, и аналогичного резервного, размещенного на верхней площадке мачто-трубы и имеющего со стороны носа «мертвую» зону порядка 90 градусов. Управление стрельбой орудийных башен помимо центрального и главного артиллерийского постов также можно было осуществлять из упомянутых дальномерных постов, или, в автономном режиме, непосредственно из самих башен, которые также имели двойные 14-метровые стереодальномеры.

Средний калибр

Первоначальный утвержденный проект новых линейных кораблей типа «Richelieu» предполагал наличие пяти орудийных башен среднего калибра, в каждой с тремя 152-мм орудиями «Modele 1936». Как считало командование французского флота, они должны были стать не только основным боевым средством в кормовом секторе, недоступном для башен главного калибра, но также и являться действенным зенитным оружием дальнего действия. Но, хотя сами артиллерийские установки получились в достаточной степени удачными, тем не менее, они оказались не способны вести эффективную стрельбу по современным скоростным самолетам, принятым на вооружение в иностранных флотах уже накануне войны. Низкая скорострельность артиллерийских установок, малая скорость вертикальной наводки и большой вес башен, ставший причиной недостаточных скоростей разворота в горизонтальной плоскости, в лучшем случае позволяли осуществлять только зенитный заградительный огонь на дальних дистанциях. Именно это и стало причиной того, что две из пяти башен были заменены в проекте на шесть зенитных спаренных установок 100-мм калибра. Остальные три башни среднего калибра были оставлены в качестве среднего и противоминного калибра.

Каждая артиллерийская башенная установка образца 1936 года включала по три 152-мм орудия «Modele 1930» со следующими характеристиками:

Длина ствола

55 калибров

Вес орудия с замковым устройством

7,78 т

Вес снаряда

фугасный - 53,9 кг

бронебойный - 57,2 кг

Начальная скорость снаряда

870 м/сек

Дальность стрельбы при возвышении 45 град

27,0 км

Конструктивно орудийные башни среднего калибра не имели каких-либо оригинальных решений, которые могли бы выделить их среди подобных установок других флотов, но желание приспособить их для стрельбы по самолетам потребовало внесения ряда усовершенствований. И, тем не менее, несмотря на все ухищрения, конструкторам-оружейникам так и не удалось выполнить основные требования флота, предъявляемые к этим установкам при разработке. Основными из них были: обеспечение большого угла возвышения стволов (при требовании флота +90 градусов удалось обеспечить только +75 градусов); высокая скорострельность (при требовании в 10 выстрелов в минуту удалось обеспечить не более 7 в минуту); возможность заряжания орудий во время зенитной стрельбы при соответствующих углах возвышения, а также необходимые скорости вертикальной и горизонтальной наводки (удалось достигнуть соответственно только 8 и 12 градусов в сек., что считалось недостаточным уже в период начала войны).

Общий вес каждой установки (в том числе боезапас в погребах и вращающаяся часть весом 228 тонн, включая 66 тонн вращающейся брони) равнялся 306 тонн. Внутренний диаметр барбета 7,3 м. Орудия в башнях размещались по три, с расстоянием между осями стволов 1,85 м. Лафеты башен обеспечивали углы возвышения стволов орудий от -10 до +75 градусов. Заряжание орудий производилось при любых углах возвышения.

Боевые припасы в каждую башню подавались двумя снарядными и двумя зарядными вертикальными подъемниками -такой метод заряжания обеспечивал возможность быстрого перевода стрельбы из зенитного в противокорабельный и обратно. Боезапас поднимался непосредственно в подбашенные перегрузочные помещения, а там снаряды и заряды перераспределялись к каждому из орудий. Боевые погреба кормовых установок находились непосредственно под башнями, но для боковых башен (позже удаленных из проекта) погреба предполагались несколько впереди, отчего система подачи боезапаса, как и на «Dunkerque», предусматривала перегрузочные помещения под главной броневой палубой с устройством дальнейшего горизонтального перемещения непосредственно в подбашенные помещения. Сам боезапас хранился в специально оборудованных погребах ниже броневой палубы и составлял в сумме 750 бронебойных и 2250 фугасных выстрелов.

Управление стрельбой из орудий среднего калибра осуществлялось аналогично главному калибру: централизованно - из тех же артиллерийских постов, или автономно - непосредственно из орудийных башен. Данные для централизованного управления поступали из специального дальномерного поста среднего калибра с 8-метровым дальномером, расположенным поверх главного поста ГК на фок-мачте. Но при необходимости, и когда позволили обстоятельства, имелась также возможность использовать данные дальномерных постов главного калибра. Для автономного управления каждая башня была оборудована собственными 8-метровыми дальномерами. Управление зенитной стрельбой осуществлялось со специальных зенитных постов, размещенных на специальных площадках в верхней части фок-мачты и кормовой мачто-трубы. Эти посты были оборудованы зенитными 5-метровыми дальномерами.

Линейные корабли «Clemenceau» и «Gascogne» должны были получить такие же орудийные башни среднего калибра, но с несколько иным размещением.

Оглавление