Оглавление

FrRichel028.jpg FrRichel029.jpg

Корабельный гидросамолет "Gourdou Leseurre GL-812"

Корабельная летающая лодка "Loire-130"

Радиотехническое и радиолокационное оборудование

По проекту новые линейные корабли должны были иметь современные по тем временам средства связи и пеленгаторы. Иного радиоэлектронного вооружения (радары, гидролокаторы) не предусматривалось. Но позже, во время войны и в период достройки корабли были оснащены большим количеством радиоэлектронных средств. Первым из французских линкоров радиолокационную станцию получил «Richelieu». В мае 1941 года на нем установили доставленную в Дакар контрминоносцем «Le Terrible» станцию «Fa Sadir». Разработанный в 1940 году комплект аппаратуры включал излучатель МЕ-140 и приемную антенну МЕ-126. Дальность действия радара ограничивалась 30 км. На «Jean Bart» в 1941 году была смонтирована усовершенствованная (дальность обнаружения до 70 км) станция «Fa Sadir» с двумя антеннами в верхней части мачты-надстройки - передняя на горизонтальном кронштейне площадки фор-марса и кормовая на короткой стеньге за артиллерийским постом.

Авиационное вооружение

Первоначальный проект предусматривал использование с новых линкоров гидросамолетов, запускаемых с двух катапульт. Размещение башен главного калибра в носовой части позволило установить все авиационное оборудование в корме, вне зоны действия дульных газов артиллерии, и к тому значительно снизить вес оборудования. Из пяти предусмотренных проектом гидросамолетов «Loire-130» три должны были находиться в специальном ангаре, а два других - закреплены на катапультах. Имелся также специальный самолетный кран для подъема самолетов с воды.

На «Richelieu» все авиационное вооружение было смонтировано полностью, но уже в 1943 году, во время модернизации в США снято. «Jean Bart» во время войны ни самолетов, ни катапульт получить не успел, а позже в них уже не было необходимости. В проектах двух следующих линкоров состав авиационного крыла был сначала уменьшен, а на «Clemenceau» позже вообще отказались от самолетов, оставив только ангар, входящий в состав конструкции корпуса.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Французское морское командование одно из первых в мире приняло концепцию строительства быстроходных линкоров. Уже в середине 20-х годов, когда большинство стран приступили к пополнению флотов тяжелыми крейсерами «вашингтонского типа» французские моряки пришли к выводу, что единственным средством борьбы с ними могут быть более крупные, быстроходные и сильнее вооруженные корабли, которые, таким образом, приближались по классу к большим (или даже линейным) крейсерам. В этот период во Франции появился ряд проектов так называемых «боевых крейсеров» (Croiseur de Combat) - кораблей водоизмещением порядка 20 тысяч тонн с соответствующим вооружением и скоростью. Как считалось в высших французских военно-морских кругах, эти корабли могли бы не только охотиться за «вашингтонскими» крейсерами на океанских коммуникациях, но также наносить самостоятельные удары по конвоям противника, а в составе корабельного соединения даже вступать в единоборство с одиночными линейными кораблями, которые, например, могли бы оказаться в составе эскорта или прикрытия конвоя.

Однако когда стали в большей или меньшей степени известны характеристики новых германских «броненосцев» и была определена их острая направленность на рейдерские действия в океанах, французским морякам пришлось отказаться от этих проектов и согласиться с резким увеличением водоизмещения предполагаемых «охотников за рейдерами». В свою очередь это, при сохранении общих требовании о преимуществе в скорости и вооружении, в конечном итоге привело к идее быстроходных линейных кораблей, прообразом которых и стали «Dunkerque» и «Strassbourg». Эти корабли вполне реально доказали, что высокая скорость для современного линкора вполне достижима без какого-либо существенного ущерба для оборонительных и наступательных качеств - причем даже в условиях строгого ограничения величины кораблей договорными лимитами. Тем или иным путем военно-морские специалисты других стран постепенно приближались к аналогичным выводам, находя, впрочем, решение проблем в иных конструкторских решениях. Во Франции же не считали нужным отходить от общей концепции «Dunkerque», и новые линейные корабли типа «Richelieu» стали ярким развитием этой идеи. Но, благодаря применению в энергетической установке новых технических решений, они стали своего рода уникальными кораблями, на многие годы сохранив свои высокие скоростные качества.

Когда после окончания Первой мировой войны англичане на эсминце «Amazon», а позднее на эсминце «Acheron», начали опыты с котельными установками с повышенными параметрами пара и пароперегревателями, специалисты всех флотов мира внимательно следили за их результатами - необходимость таких исследований становилась все более очевидной. К концу 20-х годов паротурбинные корабельные механизмы достигли большой степени совершенства, и все предполагаемые и возможные модернизации турбин не могли существенно повысить их эффективность и повлиять на скоростные качества кораблей. Но котельные установки, по-прежнему громоздкие и малоэкономичные, еще оставляли большое поле деятельности для конструкторов. Не удивительно, что вскоре такие эксперименты начались и в других странах. Однако, если в большинстве стран к повышению рабочих параметров пара подошли весьма осторожно, то в Германии, так и не проведя полномасштабных исследований, сразу же перешли к котлам, сконструированным по принципу прямоточности воды. В последующем это сыграло роковую роль в судьбе многих немецких кораблей.

Не избежал подобных исследований и французский флот. Но, в отличие от немецкого, французы сумели избежать ошибок немецких инженеров. В начале 30-х фирма «Indret» создала котлы с принудительной циркуляцией (a circulation forcee) - их установка (параметры пара: давление - 35 кг/кв.см и температура - 368 градусов) предполагалась на эсминцах типа «Le Hardi» бюджетов 1932-1938 годов. Однако, по всей видимости, испытания этих котлов не дали ожидаемых результатов. Поэтому вскоре французские инженеры заинтересовались абсолютно новой конструкцией котлов, которые в настоящее время широко распространены и называются высоконапорными. Хотя в их создании французы не были новаторами - первый подобный работающий котел «Velox» был создан в 1931 году швейцарской фирмой «Brown-Boveri», а сама идея зародилась гораздо раньше, - но именно во французском флоте они впервые получили широкое распространение.

Сама идея высоконапорного котла достаточно проста. В ее основе лежат принципы теплообмена, происходящие внутри котлов. В котлах обычного типа лишь меньшая часть теплоты передается циркулирующей воде в результате непосредственного сгорания топлива (и зависит в этом случае от температуры горения). Большая же часть теплоты (75-85 процентов) передается в результате конвекции - обтекания горячими газами водонагревательных трубок котла. И зависит это исключительно от скорости протекающих газов. Увеличение скорости горячих газов возможно только при более плотном расположении котельных трубок, что уменьшило бы площадь сечения «газового прохода», но потребовало бы неимоверного увеличения мощности котельного вентилятора, а значит и значительного повышенного расхода пара - ведь котельные вентиляторы имели в то время паровые турбинные приводы. Такой «роскоши» с паром моряки позволить себе не могли.

Оглавление

Hosted by uCoz