Оглавление

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "JEAN BART"

Линейный корабль «Jean Bart», строившийся с середины 1936 года в Сен-Назере, к июню 1940 года находился во внутреннем достроечном бассейне (darse) верфи «Penhoet», отделенном от главного фарватера земляной дамбой. Покинуть бассейн корабль собирался только в октябре 1940 года, когда по пересмотренному строительному графику намечались первые ходовые испытания. В это время Франция уже вела боевые действия с вторгшейся 10 мая 1940 года немецкой армией. Прорыв фашистских войск севернее «линии Мажино» и наступившее внезапно для французов критическое положение на фронте принудило морское командование к скорым действиям по возможной эвакуации кораблей. Уже 17 мая французское морское командование приняло решение о переводе «Jean Bart» из Сен-Назера, для чего 25 мая были начаты разборка дамбы и дноуглубительные работы на фарватере. Закончены они были только в 2 часа ночи 19 июня, за 90 минут до выхода корабля. Следует отметить, что к 18 июня, когда на недостроенном корабле был поднят национальный флаг, готовность «Jean Bart» в общем объеме работ оценивалась в 77%. На линкоре к этому времени были установлены гребные винты на двух внешних валах, испытаны в работе два турбоагрегата и три котла кормового отделения, введены в действие необходимые вспомогательные механизмы, рулевое управление, один из главных генераторов и оба резервных дизель-генератора. На корабле были установлены четыре орудия главного калибра в башне I, но стрельбу из них вести было невозможно. Орудия второй башни установлены не были, также как и ее броневая крыша. Средней артиллерии не было вообще.

Линкор покинул гавань Сен-Назера с помощью буксиров из Гавра «Titane», «Hurseus», «Minotaure» и двух портовых буксиров из Сен-Назера. При этом дважды имели место посадки на отмель по краям расчищенного канала к главному фарватеру на реке Луаре. Несмотря на все трудности линкор удачно вывели на чистую воду, и далее он уже под своими машинами вышел в море. Английский историк H.E.Jenkins, автор замечательной «Истории французского флота» («Histoire de la Marine francaise», Albin-Michel, 1977) в своем труде отметил: «...машины удалось ввести в действие как раз вовремя, чтобы принять эстафету от буксировщиков (prendre la suite des remorqueurs) и следовать своим ходом в Касабланку вслед за адмиралом Laborde, поднявшему свой флаг на «Le Hardi». Именно в этот момент появились первые немецкие самолеты. До того как их отогнали французские истребители, они добились одного прямого попадания в линкор и трех близких разрывов. Впрочем повреждения оказались незначительными. Стрельба по самолетам с линкора, вооруженного, помимо двух спаренных 90-мм зениток, снятыми с береговых позиций 37-мм автоматами и 13,2-мм пулеметами оказалась малоэффективной.1

FrRichel031.jpg

"Jean Bart" в Касабланке, август 1940 года

FrRichel032.jpg

"Jean Bart" в Касабланке, август 1940 года


1 - Линкор был вооружен двумя спаренными 90-мм зенитками, доставленными в Сен-Назер 15 июня (очень ограниченный запас боеприпасов), четыре спаренных 13,2-мм пулемета на фор-марсовой площадке (установлены в самом начале войны), а также три спаренных 37-мм автомата и две счетверенные установки 13,2-мм пулеметов, установленные перед самым выходом в море.

Оглавление

Hosted by uCoz