Оглавление

22 июня «Jean Bart», эскортируемый эсминцами «Le Hardi», «Le Mameluk» и «L'Epee», прибыл в Касабланку и в 17 часов ошвартовался в порту.

В это время французское правительство готовилось к капитуляции, но еще вечером 22 июня англичане узнали условия по статьям флота немецко-французского перемирия, а 23 июня британское правительство объявило, что не считает существующее французское правительство свободным и независимым. Уже 25 июня в 00.35 Франция капитулировала перед Гитлером и перестала быть воюющим государством. Корабли четвертого по величине флота в мире должны были разоружиться в портах, но при этом остаться под контролем французских моряков. Немецким гарантиям о неприкосновенности флота не верил никто - ни англичане, ни французы. Поэтому адмирал Дарлан отдал секретный приказ об уходе кораблей в нейтральные страны (в частности США) или, при невозможности этого, о затоплении кораблей в случае любых посягательств на корабли со стороны немцев. 27 июня было оглашено заверение французов, что ни один боевой корабль не будет передан германскому или итальянскому флоту, однако англичане этим не удовлетворились и рисковать не хотели, опасаясь, что французы не смогут противостоять силе, если ее применят против них. 29 июня британское адмиралтейство официально уведомило своих адмиралов о намерении захвата французских кораблей и предполагаемых действиях против французских баз в Африке. Операция началась 3 июля, когда были разоружены французские корабли в английских портах в метрополии, одновременно англичане напали на Оран и Марс-эль-Кебир, 4 июля были разоружены французские корабли в Александрии. Ночью 4 июля французские самолеты бомбили Гибралтар. 6 июля английские самолеты с «Ark Royal» торпедировали в Оране «Dunkerque», a 8 июля самолеты с «Hermes» атаковали в Дакаре «Richelieu». 8 июля правительство Виши (маршала Petaine) разорвало отношения с Великобританией.

Во время последующей затем длительной стоянки (по условиям перемирия кораблю было запрещено покидать Касабланку) на «Jean Bart» по мере возможности продолжались достроечные работы и необходимые наладки оборудования и систем. Наиболее важными успехами считались ввод в действие в октябре 1941 года орудийной башни I (только 19 мая 1942 года линкор произвел ее испытания) и установка летом 1941 года радиолокационной станции (введена в действие в октябре). Однако еще долгое время корабль продолжал отстаиваться в гавани в небоеготовом состоянии. За это время на нем неоднократно изменялся состав зенитного вооружения, который к ноябрю 1942 года составлял пять спаренных 90-мм зениток, три ствола 37-мм автоматов и двадцать два ствола 13,2-мм пулеметов различных систем.

"JEAN BART" В БОЮ У КАСАБЛАНКИ

(Из статьи в «La Revue Maritime»: Commandant Bougaran «Jean Bart» - carriere d'un cuirasse»)

Еще 2 октября 1942 года из Клайда вышел первый войсковой конвой рамках выполнения операции «Торч» - высадка союзников в Северной Африке. Им были необходимы имеющиеся там базы и крайне желательно было предотвратить сопротивление французских гарнизонов. Ночью 7/8 ноября 1942 года корабли союзников начали высадку войск в Алжире и Оране.

Тогда же американские и английские корабли под общим командованием адмирала Хевитта (Hewitt) появились перед Касабланкой. Пока три с половиной сотни десантных судов и плавсредств высаживали войска в 12 милях восточнее порта, у самой Касабланки шел бой. Около 7 часов утра порт и корабли были атакованы союзными самолетами с авианосцев, а через час открыли стрельбу и корабли союзников. Jenkins так описывает начало боя: «Только что склянки пробили восемь часов1, когда волны американской авиации с авианосцев обрушились на город. В это же время тяжелые 16-дюймовые орудия «Massachusetts'a» и крупные орудия тяжелых крейсеров засыпали градом снарядов порт и батарею Cap El Hank, находившуюся в двух милях западнее».

Ошвартованный носом к морю у стенки набережной Delalande линкор «Jean Bart» был вовлечен в бой американскими кораблями. Из артиллерии на нем могли действовать только носовая орудийная башня главного калибра и зенитная артиллерия. Помимо обстрела с кораблей на линкор продолжались атаки самолетов. В 07.18 одна бомба упала на ют линкора (plage arriere), попав в балочную ферму левобортной катапульты. Вспыхнувший несильный пожар был быстро затушен, но через пробоину в борту оказалось затоплено помещение ручного управления румпелем (barre a bras). Другая бомба взорвалась на набережной у правого борта корабля в районе отсека М, проделав большую пробоину в обшивке отсека бортовой защиты.

Опасность вызывала также становившаяся все более точной стрельба американского линкора «Massachusetts», производившаяся без особых трудностей по неподвижной и хорошо видимой цели. Уже в 07.35 один залп дал накрытие с небольшим недолетом прямо перед форштевнем. В 07.36 американский снаряд разорвался у одного из перекрытий набережной Delalande, в районе носовой части линкора. Перекрытие рухнуло, а камнями с набережной засыпало прислугу зенитных 90-мм орудий «Jean Bart'a». Помимо этого разошлись швы обшивки в районе носовых отсеков В и С. В 07.37 другой 406-мм снаряд попал в линкор в районе дымовой трубы. Он пробил дымоход, пронзил палубу и, прошив насквозь каюту корабельного врача и пост 0012, не взорвавшись, вышел из корабля, сделав большую пробоину в наружной стенке указанного поста и сколов кусок броневой плиты. В 08.06 еще один 406-мм снаряд поразил с левого борта носовую орудийную башню I. Снаряд раскололся, также не разорвавшись, но, тем не менее, своим действием сорвал и закрутил листовую сталь настила палубы полубака, чем затруднил работу механизма наведения башни. Позже потребовалось вызывать резчиков из порта для освобождения башни от блокировки - вся работа потребовала много времени и была завершена только в 17.25. Кроме того, этот же снаряд сорвал с фундамента находившееся рядом с башней зенитное 90-мм орудие, использовавшееся на «Jean Bart'e» для практических учебных стрельб. Другой снаряд этого же залпа по касательной зацепил правобортную броню башни II и раскололся также без взрыва. Один из осколков снаряда по инерции пробил несколько переборок и застрял в офицерской кают-компании, убив при этом помощника командира капитана 3-го ранга Куере (Capitaine de Corvette Quere). Последний 406-мм снаряд, поразивший в «Jean Bart» около 08.10, попал в палубу юта в двух метрах к носу от катапульты правого борта. Пронзив верхнюю палубу и межпалубное пространство (entrepont principal), главную палубу (продолжение в корме верхней броневой), помещение Q110 на уровне 1-ой платформы (faux pont), переборку QR и несколько других препятствий, включая 100-мм броню прикрытия рулевого устройства (appareil a gouverner), этот снаряд разорвался в помещении R.310, заполненном жидким балластом, чем вызвал затопление помещений ручного и электрического управления румпелем. По общим подсчетам в это утро «Massachusetts» выпустил по «Jean Bart» не менее двух сотен 406-мм снарядов, а возможно и около трех сотен - девять залпов от 6 до 9 снарядов каждый и 38 залпов от 3 до 6 снарядов каждый. «Большой французский линкор спешил отвечать» - писал Jenkins - «и хотя видимость нельзя было назвать хорошей, тем не менее его крупные орудия не позволяли американским кораблям приблизиться вплоть до момента, когда его орудия были вынуждены замолчать в результате попадания злополучного снаряда».

FrRichel033.jpg

"Jean Bart" в Касабланке, конец 1942 года


1 - По английскому времени, которое отличалось от французского на час.

Оглавление