Оглавление

Днем 9 ноября «Jean Bart» обстреливал дороги из Oukacha и Karroudo, нарушая спокойное передвижение американских войск. Перед полуднем 10 ноября, в 11.41 он вновь открыл огонь из своих 380-мм орудий, на этот раз по американскому крейсеру «Augusta», стрелявшему по французскому авизо и приблизившемуся на дистанцию 16 км. Уже второй залп дал накрытие с небольшим недолетом перед форштевнем крейсера. В ответ «Augusta» перенес огонь на «Jean Bart», но сразу же отвернул на 180 градусов и зигзагируя отошел под продолжавшимся обстрелом с французского корабля. Три последних залпа линкора легли очень близко от американского крейсера, личный состав которого на мостике и наблюдательных постах был облит снарядными фонтанами воды, окрашенными желтым цветом. Это «вмешательство» французского линкора стало сюрпризом для американцев, считавших, что его орудия были окончательно выведены из строя еще утром 8 ноября. «... В бешенстве Hewitt приказал своим самолетам потопить этот корабль, окрашенный желтым цветом». Восемь пикирующих бомбардировщиков с авианосца «Ranger» были снаряжены 500-кг бомбами и в 14.58 атаковали французский линкор. Две бомбы поразили его. Первая упала чуть правее диаметрали в носовой части (plage avant) и своим взрывом вызвала пожар. Вторая попала в правый борт на юте (plage arriere) перед катапультой, в районе отсека Q. Все помещения в корму от бронированной переборки ОР над броневой палубой, на протяжении более 30 метров были разрушены. Палуба юта под фундаментом правобортной катапульты была задрана вверх, а сама катапульта опрокинулась. Через пробоины и разошедшиеся швы стала поступать вода. Кормовая электростанция была полностью затоплена. Кроме того, начался пожар, кормовое машинное отделение стало заполняться дымом и его пришлось оставить (как известно корабль не был на ходу, и присутствие персонала не было необходимым).

Пожар был потушен только к 20 часам вечера при помощи двух, а затем трех портовых буксиров и городских пожарных машин.

В результате повреждения корабль осел кормой и коснулся грунта, причем поступление воды удалось взять под контроль только к вечеру 10 ноября, когда ситуация на корабле сложилась следующей: два помещения отсека В и кормовые отсеки О, Р, Q, R, S и Т заполнены водой. Вода поступала в кабельный коридор, турбинные отсеки и котельное отделение (rue de chauffe) №2. Затоплена кормовая электростанция, а носовая серьезно повреждена. Электроэнергия обеспечивалась только резервными дизель-генераторами. Вся артиллерия, как башенная, так и зенитная невредима. Несомненно, что такие тяжелые повреждения в результате попадания всего двух (хоть и тяжелых) бомб были обусловлены явной неготовностью корабля, не обеспечивающей изолированность и водонепроницаемость отсеков.

На следующее утро планировалась новая атака американских самолетов на линкор, но в виду начавшихся переговоров ее отменили.

За этот бой, проходивший для линкора в весьма трудных условиях - на стоянке при очень ограниченной боеспособности и в недостроенном состоянии - командир корабля капитан 1-го ранга Бартес (Capitaine de Vaisseau Bartes) 18 ноября был произведен в контр-адмиралы.

До конца боевых действий «Jean Bart» оставался на прежнем месте - вдоль набережной в Касабланке. Вскоре после присоединения французских вооруженных сил в Африке к странам антигитлеровской коалиции линкор был поднят с грунта, но ни для достройки, ни даже для ремонта корабля местных средств оказалось явно недостаточно. Требовался ремонт и достройка на хорошо оборудованной верфи. Французы надеялись, что такие работы удастся провести в Соединенных Штатах, для чего уже в феврале на корабле провели ходовые испытания. Однако только 6 мая, после длительных переговоров, такой договор был заключен с американцами. Переход назначили на сентябрь, но он так и не состоялся, так как сложность и трудоемкость работ не оправдывались боевой ценностью корабля - предложенные французами проекты не устраивали американцев, а предложение американского адмирала Кинга о перестройке «Jean Bart» в линкор-авианосец не устраивало французов.

Хотя 15-17 сентября 1943 года линкор совершил повторный выход в море для испытаний и даже развил скорость в 22,5 узла, следуя на двух валах, только к концу войны удалось провести минимальный объем работ, позволивший линкору 25 августа 1945 года уйти в Шербур. Здесь до октября были произведены некоторые дополнительные работы, после чего линкор предполагалось увести в Брест для окончательной достройки. Однако работы выполнили с запозданием, и в Брест «Jean Bart» прибыл только 11 февраля 1946 года. Из-за недостатка средств достройка корабля сильно затягивалась, поэтому был даже поднят вопрос о целесообразности намерения достраивать линкор, и рассматривались предложения прекратить работы, однако против этого выступила общественность и «Jean Bart» все-таки вступил в строй французского флота.

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ "CLEMENCEAU" и "GASCOGNE"

Третий корабль серии «Clemenceau» был начат постройкой 17 января 1939 года в сухом доке №4 «Salou» на военно-морской верфи в Бресте «Arsenale de Brest» - немедленно после вывода оттуда всплывшего на воде головного линкора «Richelieu». В начале сентября 1939 года его постройка была остановлена, но 6 декабря работы возобновились. В мае 1940 года, когда немецкие войска вторглись во Францию, строительство линкора остановилось окончательно при общей готовности не более 10%. Захваченный немцами в сухом доке в Бресте он был обозначен в немецких документах как трофейный корабль «R». Немцы понимали, что достроить линкор им вряд ли удастся. А так как док был необходим для иных работ, они лишь довели его состояние до придания ему временной плавучести и в начале 1941 года, выведя из дока, оставили на якорной стоянке в Ландвенес - одной из гаваней Бреста (по данным Вгеуег'а в это время корпус корабля весом 3600 тонн имел длину 130 метров, ширину 20 метров при высоте около 10 метров). Здесь он простоял вплоть до 1944 года.

После вторжения союзников в Нормандию, немцы предполагали использовать корпус линкора для загромождения фарватера в Бресте, но не успели осуществить это - 27 августа 1944 года он был потоплен американской авиацией. После войны, при очистке портов, корпус корабля был поднят на поверхность. Работы начались 23 февраля 1948 года, и уже летом его отбуксировали на верфь для разборки, которая и была осуществлена с сентября 1948 года до 1 августа 1951 года.

Строительство четвертого линкора «Gascogne» так и не было начато. 16 июня 1939 года для него были заказаны некоторые материалы, но поставка их проводились с опозданием, поэтому в сентябре 1939 года закладка корабля была перенесена на апрель 1940 года. Так как и к этому времени трудности с поставками устранены не были (в наличии имелось лишь 6% требуемых металлоконструкций), в июне 1940 года закладку вновь отложили. Тем более это было невозможно из-за переноса военных действий на территорию Франции. После захвата Сен-Назера немецкими войсками корабль, а точнее, заготовленные для него материалы, были объявлены военным трофеем «S». В дальнейшем они были использованы немцами для иных целей.

Оглавление