Оглавление

ЭПОПЕЯ "JEAN BART"

О славном уходе французского линейного корабля «Jean Bart» из гавани Сен-Назера 19 июня 1940 года в самый последний момент, уже когда в город и порт входили немцы, к настоящему времени известно немало. В данной статье приведены воспоминания двух очевидцев, которые находились в то время на борту линкора Это адмирал Морис Амман (Amiral Maurice Amman) и капитан 3-го ранга Лук-Мари Бойль (Commandant Luc Marie Bayle).

Адмирал Амман хорошо известен своей знаменитой судьбой и карьерой, а также положением, которое он занимает в сегодняшнее время, и деятельностью в области военно-морской политики. В описываемый период Амман имел чин капитан-лейтенанта (Lieutenant de vaisseau). Капитан 3-го ранга Лук-Мари Бойль (в настоящее время он уже капитан 1-го ранга в отставке - Capitaine de Vaisseau en retraite) до последнего апреля являлся директором Военно-Морского музея (Musees de la Marine), но на борту линкора он был тогда молодым 26-летним младшим лейтенантом (Enseigne). Таким образом, оба моряка находились в то время на различных служебных уровнях, а это прекрасно дополняет рассказы друг друга.

"ОТПЛЫТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ..."

(Amiral Amman «Appareiller a touf prix»)

ЯНВАРЬ 1940 ГОДА

Назначенный руководить службой электроснабжения линейного корабля «Jean Bart» я прибыл 15 января 1940 года в Сен-Назер - почти одновременно с капитаном 1-го ранга Ронаром (Capitaine de Vaisseau Ronarc'h).

К тому времени корабль уже имел примечательную историю. Строительство «Jean Bart» было утверждено Парламентом в декабре 1935 года, а официальная закладка корабля назначена ровно через год - в декабре следующего. Тем не менее строительство началось раньше, и первая заклепка на металлической конструкции линкора, уже получившего к тому времени имя, была вбита 27 мая 1936 года. Когда я прибыл на корабль, с той даты прошло около четырех лет. Первое впечатление не обнадеживало, я даже был несколько разочарован его состоянием готовности (или, точнее сказать, неготовности), однако довольно быстро был успокоен той рабочей атмосферой, которая царила на верфях «Penhoet» и «Loire», которые достраивали корабль, точнее его носовую и кормовую оконечности соответственно. На корабле трудились около двух с половиной тысяч человек, и команда линкора была убеждена, что если не произойдет никакого происшествия или иного непредвиденного инцидента, наш корабль сможет выйти в море уже в октябре 1940 года и станет полностью готов к бою в 1941 году. Это считалось очень желательным как в морском штабе французского командования, так и в штабах союзников Франции.

КОРАБЛИ В 35.000 ТОНН

В то время роль авиации в морской войне еще не была оценена в своем истинном величии. Орудие как прежде рассматривалось как господствующее и основное оружие, и линейный корабль, обладающий одновременно наиболее мощными и крупнокалиберными пушками наряду с самой мощной броней, еще представлял собой главную силу в составе любого флота любой морской державы. Вашингтонский договор 1922 года ограничил величину этого класса кораблей предельным стандартным водоизмещением в 35.000 тонн. Только это позволило основным морским державам - Англии, Франции, Италии, а также Соединенным Штатам и Японии - прекратить изнурительную гонку морских вооружений, приобретшую невиданные масштабы после окончания Первой мировой войны. Однако, проигравшая войну Германия была принуждена принять на себя более жесткие условиях ее корабли не должны были превышать водоизмещение в 10.000 тонн. После недолгого 12-летнего периода, в 1934 году пришедший к власти Гитлер настоял, чтобы Германия признала ограничительные статьи Вашингтонского договора недействительными. Основываясь на это решение, на немецких верфях была произведена закладка двух линейных кораблей водоизмещением 26.000 тонн, а в 1936 году, уже с согласия Англии, двух других, еще более крупных линкоров «Bismarck» и «Tirpitz» с официальным водоизмещением в 35.000 тонн. Последние были намечены к вступлению в строй в конце 1940-го или начале 1941-го года.

Не теряя времени, Франция тогда же начала постройку линкора «Richelieu», а затем «Jean Bart», также с водоизмещением в 35.000 тонн1. Это же сделали и другие страны, только Англия, придерживаясь своего политического кредо «faire face»2, позволила себе подождать два года с закладкой кораблей, равноценных немецким. В 1940 году они еще были далеки от завершения3, в то время как немецкие «Bismarck» и «Tirpitz» уже достраивались. Поэтому только французские «Richelieu» и «Jean Bart» могли вступить в противоборство с немецкими гигантами и померяться с ними силами прежде, чем те смогут - как в то время опасались - нанести смертельный удар на море по интересам союзников. Подобные «перспективы» вполне оправдывали усилия, затраченные на ускорение строительства французских линейных кораблей, и в частности «Jean Bart», чтобы сделать его пригодным к выполнению той миссии, которую на него возлагали, и которую мы бы, конечно, выполнили.

ПОСЛЕ 10 МАЯ 1940 ГОДА

Так протекали для нас дни войны, которая позже получила название «странной». Но 10 мая нашему благополучию пришел конец. По всему было видно, что надвигаются грозные события, и ожидание оказалось недолгим. Уже через неделю стало ясно, правда пока что только для умеющих правильно читать и понимать официальные сводки нашего верховного командования, что на фронте в боевых порядках нашей армии открылась широкая брешь, и это грозило развалом всего фронта. Для нас, находившихся на «Jean Bart», это могло создать большие неприятности. Корабль, находившийся на верфи, мог оказаться запертым в достроечном бассейне, по крайней мере, до тех пор, пока соединявший его Луарский проход (Chanal le reliant a le Loire) не был бы очищен в достаточной степени. Продвижение немецкой армии создавало риск, что самолеты «Luftwaffe» смогут достать его на верфи и, по крайней мере, нанести какие-либо повреждения. Это ставило под угрозу его выход из бассейна, а значит и вообще возможность завершения постройки корабля.

Уже 5 июня опасность стала вполне реальной. Немецкие армии, переправившиеся через Сену, вошли в глубь нашей страны и устремились к Атлантическому побережью, нацеливаясь на морские порты и военные базы Сен-Назер и Нант. Над «Jean Bart» нависла прямая угроза. К счастью, командование французского флота заранее предвидело подобную угрозу и уже 18 мая, когда еще большинство французов верили в возможность повторения битвы на Марне образца 1914 года, приступило к подготовке эвакуации линкора. В этот день состоялось совместное совещание офицеров военного флота и представителей верфей и служб, отвечающих за состояние выходного канала и очистные работы в нем. На совещании подробно обсуждалось создавшееся положение и возможные пути выхода из этой ситуации без губительных последствий. Несомненно было одно, - хотя все наши иллюзии о короткой победоносной войне бесповоротно рухнули, мы вполне могли рассчитывать сохранить господство на море, а это могло обеспечить как достройку корабля, так и его последующие обслуживание и исправления. А линкор «Jean Bart», после его достройки, несомненно будет играть очень важную роль, независимо от того, в чьи руки он попадет - останется у французов или будет захвачен немцами. Следовательно, наше морское командование требовало принять все возможные меры, чтобы удержать его в своем флоте и увести с верфи еще до того как она может стать для него ловушкой. Если же по каким-либо причинам уход корабля станет невозможным требовалось обязательно затопить его, предварительно приняв все необходимые меры, чтобы враг не смог бы когда-либо использовать линкор в каком бы то ни было виде. Какие же меры надлежало предпринять незамедлительно и какие работы требовалось провести для этого?


1 - Строительство этих линкоров, также как и аналогичных, в других странах, в большей степени было вызвано приближением окончания срока действия ограничивающих статей морских соглашений. Строительство подобных кораблей в Германии имело только косвенное влияние на их строительство и, в некоторой степени, определило их характеристики (прим. ред.).

2 - faire face - дословно «беспристрастное лицо», иначе говоря «сохранять хорошую репутацию» (прим. ред.).

3 - Вероятно, имеются в виду линкоры типа «Lion», так как первые типа «King George V» были готовы одновременно с немецкими (прим. ред.)

Оглавление

Hosted by uCoz