Оглавление

ДОСТРОЙКА И МОДЕРНИЗАЦИЯ "JEAN BART"

«Этот корабль так никогда и не стал достойной боевой единицей», - такими словами выразил свое мнение о линкоре «Jean Bart», имея в виду послевоенный период строительства корабля, известный французский морской историк Робер Дюма - один из ведущих французских специалистов по крупным военным кораблям. В первую очередь его слова относились к артиллерийскому вооружению корабля. В свое время, после войны, ему довелось принять участие и наблюдать достройку линейного корабля «Jean Bart». И поэтому его мнение можно считать весьма квалифицированным. Хотя, конечно, не все готовы с ним согласиться.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЬБЫ ЛИНКОРА "JEAN BART"

Еще в 1943 году, получив согласие американцев о ремонте и достройке линкора в Соединенных Штатах, французские инженеры-кораблестроители во главе с контр-адмиралом Лемонье (Contre-Amiral Lemonier) разработали проект достройки корабля с учетом имеющихся собственных средств и американского вооружения. Так как 380-мм орудия из первой башни пришлось передать для ремонта линкора «Richelieu», вместо них было предложено использовать 340-мм орудия с линкора «Lorian» и один пост управления стрельбой с 12-метровым дальномером на фор-марсовой площадке (помимо 14-метрового дальномера в башне). Однако в комментариях к проекту оговаривалось, что такая модернизация потребует трудоемких и долговременных работ. Средний калибр не предусматривался, но зенитная артиллерия предполагалось очень сильной - пятнадцать спаренных установок с 127-мм 38-калиберными орудиями универсального огня с семью артиллерийскими директорами типа «Мк.37», а также шестнадцать счетверенных 40-мм автоматов «Bofors». Предусматривалось также авиационное вооружение из двух катапульт и шести самолетов в двух ангарах. В отношении бронирования никаких переделок не предусматривалось, а в части энергетической установки предполагалось только доведение ее до рабочего состояния по штатным чертежам, хотя это могло сильно осложниться отсутствием в США оборудования в метрической системе мер.

Однако проект не устроил морское командование союзников - артиллерийское вооружение признавалось слабым, а использование авиации на линкорах уже не считалось столь необходимым. По существу, в этом виде корабль мог использоваться только в качестве мощного эскортного корабля противовоздушной обороны, но и в этом случае требуемые затраты не оправдывали его ценности.

Французы не отступились и переработали проект в сторону усиления зенитной артиллерии за счет авиационного вооружения - теперь уже семнадцать спаренных установок 127-мм калибра с 8 артиллерийскими директорами и 20 счетверенных «Bofors'oв». Нацеленность проекта в качестве корабля ПВО выразилась и в замене дальномера на фор-марсе на 8-метровый. Но и этот вариант не был принят, а после того, как французы отклонили предложение адмирала Кинга переоборудовать линкор в авианосец, американцы вообще потеряли к нему интерес.

Оставшуюся часть войны «Jean Bart» провел в Касабланке. Он использовался в качестве плавучей казармы и для складирования грузов. Вспомнили о нем только в конце войны.

FrRichel035.jpgFrRichel036.jpg

Проект перестройки линкора "Jean Bart" в авианосец (вариант, предложенный США)

День 22 февраля 1945 года стал знаменательным в судьбе французского линейного корабля «Jean Bart». В этот день Морским министром (Ministre de la Marine) Франции было утверждено окончательное решение достроить корабль, что было отображено в министерском циркуляре 10.683/STCAN (от 21 февраля 1945 года). Правда при этом делалась оговорка, что необходимость его достройки должна быть аргументирована изученным опытом войны и наличием технических возможностей. Оговорка совсем не являлась безосновательной. Поражение Германии было очевидным, но, тем не менее, война в Европе еще не закончилась, не говоря уже о Дальнем Востоке. Имеющийся опыт войны показывал, что акценты в морской войне изменились - авиация делом доказала свои возможности, но и эффективность крупнокалиберной корабельной артиллерии еще нельзя было списывать со счетов. Среди французских адмиралов эти противоречия оказались доведены до крайности, и теперь проблема заключалась лишь в том, аргументация какой из сторон возьмет верх.

При отсутствии даже относительной согласованности во взглядах среди адмиралов, Морской министр (Ministre de la Marine) потребовал скорейшего и окончательного решения судьбы корабля и настаивал остановиться на одном из вариантов:
- достроить корабль как линкор;
- перестроить его в авианосец;
- прекратить работы на корабле и разобрать его.

Последний вариант считался наиболее неприемлемым, так как достройка корабля была признана необходимой. Дебаты по первым двум вариантам продолжались достаточно долго. И лишь в июле 1945 года, на двух совещаниях Верховного Морского Совета, по настоянию адмиралов Баржо (Barjot) и Фенара (Fenard) общее мнение стало склоняться к варианту достройки в качестве авианосца. Правда это требовало создания хотя бы предварительного проекта и подсчета финансовых затрат.

На совещании Верховного Морского Совета Франции (Conseil Superieur de la Marine), состоявшемся 21 сентября 1945 года, его участники единодушно и окончательно отвергли вариант прекращения строительства корабля. Одновременно Главный конструктор флота (Ingenieur general) и председатель Совета D(C)CAN (Direction (Centrale) des Constructions et Armes Navales 1 = Департамент (Управление) конструирования и вооружения флота) Кан (Kahn), представивший эскизный проект переоборудования в авианосец, объявил, что предполагаемая стоимость работ составит 5 миллиардов франков (около 100 миллионов долларов), а время работ окажется в пределах пяти лет. Согласно представленному проекту, разработанного в июле 1945 года, авианосец имел бы бронированную полетную палубу толщиной 90 мм, мог взять на борт 40 самолетов в ангарах и 14 самолетов вне их на носовой палубе. Такое ограниченное количество самолетов объяснялось тем, что размещение установленных на линкоре котлов не позволяло создать нормальную для авианосцев ангарную палубу. Зенитное вооружение предусматривалось из шестнадцати 130-мм орудий в восьми спаренных установках, конструкция которых была подобна установленным на линкоре «Dunkerque», но с некоторыми усовершенствованиями.

Однако, как и ожидалось, сведения о проекте не произвели на Верховный Морской Совет должного впечатления и не придали ему решительности в этом вопросе. Главным аргументом противников перестройки в авианосец стало то, что специально спроектированные авианосцы иностранных флотов такой же величины принимали на борт вдвое больше самолетов. Нижеприведенный отрывок из решения совещания показывает, как мало энтузиазма было вызвано у членов Совета этим сообщением о перестройке корабля в авианосец (Рапорт 858/EMG/DN от 24 сентября 1945 года контр-адмирала Баржо (Contre-Amiral Barjot).

«Проект авианосца, представленный в Совете, был охарактеризован одним из участников совещания как «карикатура» программы постройки эффективного и полноценного авианосца. Можно предположить, что DCAN были выданы слишком общие технические задания, но члены Совета считают, что основной задачей должно было быть реальное намерение продемонстрировать "a priori" [здесь можно перевести как "фактом"], что преобразование «Jean Bart» в авианосец действительно является наивыгоднейшим предприятием. Здесь же нам называются предполагаемое время и затраты: 5 миллиардов франков и 5 лет. Некоторые участники Совета (адмиралы Fenard, Sala и Barjot) выразили недоумение и сомнение в этих цифрах, после чего Ingenieur general Kahn признал, что они несколько преувеличены, и дал свою персональную оценку - 3,5 миллиарда франков и 3 года. Однако такое резкое изменение названных величин в меньшую сторону только укрепили впечатление того, что проект, предложенный Департаментом конструирования (Технической службой) не является достаточно продуманным и не воспринимается этой службой всерьез».


1 - Французский D(C)CAN в некоторой степени является аналогом британского отдела морских конструкций (DNC).

Оглавление

Hosted by uCoz