Парусов, по мнению адмиралов-парусников, было недостаточно. Барковская оснастка броненосцев включала нижние паруса, двойные фор- и грот-марсели, брамсели, бизань, бизань-топсель, кливер, стаксели и триселя.
Площадь парусности |
2240,17 кв.м (24.113 кв.фут) |
Клотик фок-мачта от ватерлинии |
41,00 м |
Клотик грот-мачты от ватерлинии |
42,37 м |
Клотик бизань-мачты от ватерлинии |
38,56 м |
При всех этих усовершенствованиях рангоут получил несколько неестественный для тех времен вид. Так, например, на мачтах топы были гораздо длиннее обычного, а короткие фор- и грот-стеньги вообще не имели брам-стеньг, марса-реи были сделаны двойными. Впечатление дополнялось необычным расположением парусов - так называемая система Конингема - небольшие марсели и огромные брамсели. Такая оснастка вместе с упомянутыми ранее особенностями корпуса создавала внешнюю, но, как оказалось обманчивую, неуклюжесть.
Следует отметить, что железный рангоут, полый внутри, на этих кораблях был впервые применен целенаправленно, а не в виде эксперимента, как это делалось раньше. Весь металлический рангоут был изготовлен Темзенской компанией ("Thames Iron Company"). Вес мачт составлял 15-17 тонн, бушприта - 5 тонн.
После вступления в строй оба корабля участвовали во всех кампаниях, почти не находясь в паровом резерве. Это позволило хорошо их проверить и всесторонне оценить. Оба корабля показали себя прекрасными парусниками, по отзывам адмиралов Смарта и Дакресса в этом отношении они имели громадное преимущество перед более крупными броненосными фрегатами. В 1864 году адмирал Дакресс отмечал, что "Defence" так "удобен в поворотах, как только можно желать".
Оба фрегата легко поворачивали оверштаг и через фордевинд и хорошо держались на высокой волне. С поднятыми на палубу винтами броненосцы выдерживали любую погоду, имели спокойную качку - как бортовую, так и килевую. На сравнительных испытаниях броненосцев под парусами в Английском канале в 1868 году "Defence" дважды оказывался третьим. Все эти сравнения делаются только в отношении броненосцев - небронированным винтовым линкорам и "Defence", и "Resistance" явно уступали, особенно если винт не был поднят на палубу. О сравнении же с парусниками говорить вообще не приходится.
Для адмиралтейства постройка этих двух фрегатов обошлась гораздо дешевле, чем "Warrior" и "Black Prince". Это не было сюрпризом, так как именно это и было одной из основных задач при их создании и главным ограничением при проектировании.
"Defence" |
"Resistance" |
|
Корпус с броней |
203.229 фт. ст. |
208.571 фт. ст. |
Механизмы и отделка |
34.357 фт. ст. |
33.765 фт. ст. |
Рангоут, такелаж, паруса и запасы |
15.836 фт. ст. |
15.784 фт. ст. |
ВСЕГО: |
253.422 фт. ст. |
258.120 фт. ст. |
С 12 % накладных расходов |
257.109 фт. ст. |
262.427 фт. ст. |
По штатному расписанию экипаж насчитывал 460 человек. Условия обитания были обычными для британского флота. Каюты находились в оконечностях корабля, команда размещалась на батарейной палубе и частью на жилой палубе. Камбуз находился на батарейной палубе, в носовой части бронированного ящика.
В общем целом эти корабли с учетом небольших размеров оказались довольно удачными. И хотя на них конструкторы попытались отойти от укоренившихся схем строительства линкоров. Сделано это было нерешительно, и поэтому не случайно, что они оказались несравненно лучше в парусном, а не в паровом отношении. Скорее они оказались переходным типом от форм корпусов деревянных кораблей к более совершенным и приспособленным для несения брони и крупной артиллерии.
"Defence" после испытаний был зачислен в состав эскадры Английского канала. В 1867 году фрегат был перевооружен, получив дульнозарядную артиллерию. С 1869 года служил на станции в Северной Америке (в Вест-Индии), а в 1870 году перешел на Средиземное море, где в 1871 году имел аварию, выскочив на отмель у побережья острова Пантелерия. В 1872-1874 годах капитально отремонтирован. С 1878 года вновь на Средиземном море. 20 июля 1884 года поврежден при столкновении с броненосцем "Valiant" у Lough Swilly. Отремонтирован. С 1890 года используется как плавучая мастерская в Девонпорте. В 1898 году корабль переименован в "Indus". До 30-х годов использовался в прежнем качестве. В 1935 году продан на слом и разобран в Плимуте.
"Resistance" сразу после испытаний, в 1864 году, перешел на Средиземное море, став первым британским броненосцем в этом регионе. В 1867 году вернулся в Англию, где в 1867-1869 годах был перестроен и одновременно перевооружен на дульнозарядную артиллерию. В июле 1874 года в Портленде столкнулся с броненосцем "Devastation". В 1880 году исключен из списков действующего флота. С 1885 года используется как судно-цель. В 1898 году продан на слом. 4 марта 1899 года затонул от потери плавучести (иначе говоря от ветхости) при буксировке в Holyhead.