Оглавление

БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ ТИПА "CALEDONIA"

ПРОГРАММА И СТРОИТЕЛЬСТВО

Быстрый рост французского броненосного флота вызвал у английского Адмиралтейства опасения потери первенства на море. 26 июля 1861 года лорд Пальмерстон при обсуждении дополнительного кредита Адмиралтейству произнес зажигательную речь в Парламенте, сильно испугав британскую общественность:

"Французское правительство в настоящую минуту действительно имеет на воде шесть броненосных судов, обладающих большой силой, причем два из этих судов двухдечные корабли... (*) Мы знаем также, что во Франции не только начаты постройкой, но и сделаны все необходимые распоряжения к окончанию в скорейшем времени десяти железных броненосных судов самых больших размеров. Во Франции ото решение было окончательно утверждено еще в декабре 1860 года, и если до мая 1861 года не спешили проводить его в исполнение, то это потому только, что хотели положительно увериться, чему держаться при их постройке относительно морских и боевых качеств... Постройка их будет окончена, по всей вероятности, в 18 месяцев. И тогда все перечисленное составит шестнадцать броненосных судов. Но и это еще не все. Франция имеет еще одиннадцать плавучих батарей, как их называют там, но из них две или три есть сильные военные суда со всеми морскими качествами. Следовательно, в итоге будет двадцать семь судов, которые Франция может выставить совершенно готовыми к действию на море, не позже как через два года."

К этому сообщению Пальмерстона Парламенту было добавлено, что "в настоящее время у нас пятнадцать броненосных судов, частью построенных и большей частью строящихся. Из них в течение 1862 года на воде предполагается иметь одиннадцать, в 1863 году будет тринадцать, а в 1864 году - шестнадцать, включая одно судно нового типа. В их числе три типа "Warrior" [включая "Achilles"], три типа "Minotaur" только что заказанных, два типа "Hector", два типа "Defence", три типа "Caledonia", два типа "Royal Oak" и один башенный корабль по системе Кольза."

Соотношение для Парламента оказалось неприятным сюрпризом. Масла в огонь подлили пугающие общественность, но неизвестно на чем основанные, слухи о предстоящей высадке французских войск на британских островах, а также о скорой войне с Соединенными Штатами - более реальные из-за обострившихся отношений с САСШ. В связи с этим, Парламент тут же утвердил новые 250 тысяч фунтов стерлингов для броненосного флота, в дополнение к 850 тысячам, ассигнованным чуть раньше. Помимо этого, бюджет 1861/1862 финансового года предусматривал дополнительные значительные средства на усиления флота.

Учитывая длительность постройки новых железных броненосцев. Адмиралтейство, торопясь пополнить флот, решилось на более простой путь, уже опробованный во Франции, - переоборудовать шесть деревянных 91-пушечных винтовых линкоров стандартного типа в броненосцы. Помимо уменьшения сроков строительства, подобное решение вопроса обошлось бы Адмиралтейству гораздо дешевле. В марте 1861 года в Девонпорте были остановлены работы на заложенном в прошлом августе линкоре "Ocean". Вскоре замерло строительство еще на трех кораблях - в Пемброке и в Вуличе. В июне были остановлены работы в Чатаме на линкоре "Royal Oak", а в августе в Вуличе на корабле "Repulse".


(*) Это "La Gloire", "L'Invincible", "La Normandie", "La Courone", двухдечные "Magenta" и "Solferino" и десять типа "La Gauloise", из которых только один "Heroine" железный. Последний строился в Лориане, на том же стапеле, с которого был спущен на воду "La Courone" - броненосец, который должен был стать первым французским железным броненосцем, но из-за малых запасов железа на французских морских арсеналах был построен деревянным.

Оглавление