Оглавление

Однако решение о перестройке фрегатов для британского флота не всеми было принято благожелательно. До этого в печати известные английские кораблестроители Айзек Уаттс (Isaak Watts; автор чертежей железных броненосцев типов "Warrior", "Defence", "Hector" и последующих "Achilles" и типа "Minotaur") и Уильям Скотт-Рассел (William Scott Russel; строитель множества судов с железным корпусом) выставляли напоказ все недостатки французских "панцирных" броненосцев и превозносили достоинства железного броненосного флота. А теперь Адмиралтейство само обратилось к деревянным броненосцам. Скрепя сердце, эти видные, всеми признанные кораблестроители, смирились с необходимостью их появления. Однако летом 1862 года Адмиралтейство сообщило о решении строить деревянные броненосные корабли по проектам Эдварда Рида {корветы "Enterprise", "Research", "Favorite" и фрегат "Zealous"), одновременно приняв его на правительственную службу и вскоре назначив главным строителем флота. Это вызвало бурю негодования. В начале августа Скотт-Рассел через газету "Times" публично заявил, что Адмиралтейство "...тратит огромные капиталы без всякой пользы для нации". С опровержением его доводов выступил Рид, указывающий, что Британия с ее разбросанными колониями, должна иметь не только линейные броненосцы, но и бронированные крейсеры - корветы. Но уже 13 августа Скотт-Рассел опубликовал новое письмо, в котором обвинял Эдварда Рида и поддерживающего его герцога Соммерсетского в бесполезной трате 12 миллионов фунтов стерлингов, выделенных в общей сложности на кораблестроение по смете 1861/62 года и еще 8 миллионов, выделение которых на эти же нужды предполагалось по дополнительным ассигнованиям до 1864 года. Из этой суммы Скотт-Рассел выделил только 3,5 миллиона потраченных с пользой, за которую он посчитал уже построенные или еще строящиеся шесть броненосцев типов "Warrior", "Achilles" и "Minotaur". Все остальные строящиеся броненосцы, включая четыре типов "Defence" и "Hector" и пять типа "Caledonia" и "Royal Alfred", a также все предполагаемые броненосцы Рида, он определил как "тяжкое бремя для флота". Еще больше страстей он добавил в выступлении в королевском институте Великобритании, намекая, что герцог Соммерсетский сознательно тормозит строительство больших железных броненосцев (имея в виду "Achilles" и типа "Minotaur"). В подтверждение Скотт-Рассел привел ответ герцога Соммерсетского на вопрос, почему нельзя ускорить строительство железных броненосцев, вместо того, чтобы строить деревянные. Герцог ответил, что "...Парламент не имеет надобности торопиться".

Тем не менее, Адмиралтейство не считало нужным отказаться от своего намерения, и решение о переделке кораблей осталось в силе, так же как и решение о строительстве кораблей Рида. Всего для переделки были выбраны шесть кораблей, находящихся на стапелях в недостроенном состоянии, но уже почти готовых. Работы по их строительству были приостановлены еще в первой половине 1861 года и затем, после решения Парламента, в течение нескольких месяцев, эти корабли были перестроены в 50-пушечныс броненосные фрегаты. Из этих шести кораблей четыре были примерно одинаковы ("Royal Oak" отличался от остальных меньшей мощностью машины и имел только одну дымовую трубу) и могут быть отнесены к одному типу. Еще один линкор, "Repulse", перестраивался по отдельному проекту и настолько долго, что к моменту готовности оказался явно устаревшим кораблем. Шестой и наименее готовый корабль "Royal Alfred" первоначально достраивался по проекту, одинаковому с первыми четырьмя линкорами, но еще до готовности корабля было решено достроить его по измененному чертежу с усиленной броневой защитой, что было вызвано обобщением результатов опытов с броней, проведенных в Шибуринессе и показавших недостаточность ранее применявшейся толщины брони. (*)

В результате проведенных робот британский королевский флот получил четыре недорогих для казны, но вполне крепких и добротных броненосных фрегата, не уступающих по огневой мощи большинству французских броненосцев.

Задуманные для недолгого срока службы эти корабли эксплуатировались "на износ" и в 1875 году по ветхости были исключены из списков действующего флота и перечислены к порту как негодные к службе портовые суда.

Переоборудование кораблей проводилось правительственными королевскими верфями - теми же, на которых они в свое время были заложены. Работы по перестройке начались летом 1861 года - приказ о начале работ был получен в июле. И уже осенью следующего года три из них сошли на воду. В среднем ежедневно на каждом корабле трудилось по 300 человек.

Первым 10 сентября 1862 года в Чатаме при большом стечении народа был спущен со стапеля "Royal Oak", а в этом же месяце, 27-го числа, в Пемброке второй фрегат "Prince Consort", первоначально носивший имя "Triumph". Через месяц, 24 октября, за ними последовал "Caledonia", строившийся королевской верфью в Вуличе. Четвертый фрегат верфь в Девонпорте не успела подготовить к спуску до конца осени. Так как наступившие холода и усложнившаяся ледовая обстановка могли помешать кораблю сойти на воду, Адмиралтейство решило не рисковать, и "Ocean" коснулся морской воды только 19 марта 1863 года.

Известно также, что в конце 1862 года Адмиралтейству предлагалось заменить "Royal Alfred" (постройка которого задерживалась из-за нововведений) 91-пушечным однотипным линейным кораблем "Bulwark", строящимся в Чатаме. Однако предложение всерьез не рассматривалось, так как "панцирные броненосцы" оставались все-таки для британского флота временной мерой. Кроме того, вступили в действие и чисто технические причины. "Bulwark", заложенный еще как парусный линкор, было необходимо оборудовать паровой машиной, а это требовало проведения обычного для того времени мероприятия - разделении корпуса в средней части, раздвижки половин и вставки специального отсека с паровой машиной. Естественно, это заняло бы некоторое время, понадобились бы большие расходы. Помимо этого требовалось время и для изготовления самой паровой машины, так как механизм, предназначавшийся для "Bulwark", был передан на "Royal Oak".


(*) Довольно часто в литературе встречается ошибочные сообщения, что одним из этих линкоров был "Zealous", который на самом деле был заложен как 34-пушечный фрегат в 1859 году в Пемброке и не имел отношения к данной программе. Его перестройка в казематный броненосец с самого начала проводилась по проекту Эдварда Рида.

Оглавление

Hosted by uCoz