Оглавление

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ БРОНЕНОСЦЕВ

В целом конструкция корпуса была изменена только в части тех усовершенствований, которые соответствовали новым требованиям Адмиралтейства -изменение вооружения и установка брони поверх деревянного корпуса.

Это были обычные 91-пушечные двухдечные корабли водоизмещением 3715 ts, строящиеся а то время в Англии в довольно большом количестве.

При перестройке на них была срезана верхняя палуба, а корпуса удлинены на 7 метров (20 футов). Первоначальный набор оконечностей был снят и сделан несколько острее. Для компенсации добавочных весов, из-за которых высота орудийных портов над ватерлинией уменьшалась, пришлось поднять бывшую нижнюю палубу на 0,3 метра. При этом высота междупалубного пространства оказалась 2,2 метра (7 футов).

За исключением некоторых подкреплений под броней, конструкция корпусов осталась прежней. Набор собирался не сплошным - между шпангоутами имелись пространства, не везде заполняемое деталями набора, так называемые "открытые шпации". Общая толщина деревянного борта доходила до 32 дюймов (812 мм) при толщине наружной обшивки от 6 до 8 дюймов (152-203 мм).

FrstArPr027.jpg

"ROYAL OAK", "PRINCE CONSORT", "OCEAN" и "CALEDONIA". Первоначальный предполагаемый вид кораблей типа "Caledonia".

Толщина борта ниже ВЛ:12" (внутренняя обшивка) + 14" (набор) + 6" (наружная обшивка) = 32".

Толщина борта под броней: 8" (внутренняя обшивка) + 14" (тимберсы) + 8" (наружная обшивка) + 4,5" (броня) = 34,5".

Отличие в конструкции корпуса состояло в упоминавшихся подкреплениях под броней, предложенных к установке на кораблях корабельным инженером Торнером, - над орудийными портами посредством специальных железных полос были устроены металлические своды, обшитые деревом. Кроме того, между набором и обшивкой были размещены железные полосовые ридерсы, которые, взаимно пересекаясь, доходили до днищевого стрингера (3-й или 4-й пояс обшивки от киля, то есть не доходят до киля примерно на метр) и создавали дополнительную жесткость бортам. Перед зашивкой ридерсов их густо смазывали специальным составом из густой угольной смолы (mineral tar) и скипидара.

Бимсы и кницы верхней палубы изготовлялись из железа. На концах бимсов по осей длине судна' был уложен пояс из железных листов, скрепленный с корпусом угловым железом. Кницы набора крепились к борту болтами, проходящими сквозь деревянные детали набора и обшивки и заклепанных на железных полосах, специально уложенных под наружной обшивкой напротив книц. На бимсы верхней палубы были уложены железные листы, более толстые ближе к борту. Сверху они прикрывались дубовой настилкой толщиной 4 или 5,5 дюймов (102 или 140 мм). Бимсы батарейной палубы - деревянные. Впереди грот-мачты на палубе была размещена бронированная капитанская рубка.

Корму сделали довольно массивной, кормовой колодец для подъема винта во время передвижения под парусами оборудован не был Отсутствие колодца, помимо улучшения крепости кормовой части корпуса, позволяло упростить и удешевить работы по корпусу и машине. Форштевень в подводной части имел специальные подкрепления для возможной установки таранного шпирона. Контр-топтимберсы в корме были уклонены внутрь для защиты винта. Княвдигеда и носовой фигуры не было, но зато сохранились обычные для того времени резьбовые украшения, - как в носу, так и в корме. Это была дань традиции, память об уходящей эпохе парусного флота.

Интересно отметить, что эти корабли, создававшиеся как временный противовес французским "панцирным" броненосцам (до вступления в строй королевского флота полноценных броненосцев с железным корпусом) послужили своеобразным полигоном для испытания всяческих новшеств, вводимых а этот период на флоте. Правда, большинство из них оказались неудачными и в ближайшем будущем не применялись.

Оглавление

Hosted by uCoz