Оглавление

Возвышение нижней кромки портов над ватерлинией было различно:

"Royal Oak" и "Prince Consort"

 2,20 метра

"Caledonia" и "Ocean"

2,06 метра

Орудийные порты были вырезаны очень близко друг к другу, что отличало эти корабли от большинства других. И хотя устройство портов позволяло вести огонь под углом 32 градуса от перпендикуляра к борту, однако небольшое пространство, отведенное для пушек (из-за близко расположенных портов) создавало при этом немалые трудности и увеличивало время между выстрелами.

Боевые припасы по штату на момент вступления в строй броненосца "Royal  Oak" составляли (количественно этот запас превышал штатный для неброненосных кораблей):

110-фн. конических бомб заряженных

 140 шт.

110-фн. конических бомб пустых

 200 шт.

110-фн. сплошных ядер Армстронга

 340 шт.

68-фн. бомб

 480 шт.

68-фн. сплошных ядер

1680 шт.

20-фн. обычных армстронговых бомб

 100 шт.

20-фн. конических армстронговых бомб

 50 шт.

20-фн. сплошных ядер

100 шт.

12-фн. бомбы для шлюпочных орудий

(не указано, прим. ВВС)

12-фн. сплошных ядер

50 шт.

Ящики с порохом

540 шт.

Крюйт-камеры с запасами пороха и бомбами помещались в глубине корпуса, на 9 футов (2,7 метра) ниже грузовой ватерлинии.

На "Royal Oak" в котельном отделении имелась специальная вагранка для плавки металла в бомбы.

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА

В соответствии с чертежами перестройки кораблей предусматривалось защитить броней всю площадь надводного борта, причем плиты брони пояса а верхней части опирались на бимсы верхней палубы. Ниже ватерлинии они опускались на 1,52 метра (5 футов). Толщина броневых плит была различна:

в средней части корпуса

4,5" (114 мм)

в носу (12,2 метра от штевня)

3" (76,2 мм)

в корме (12,2 метра от штевня)

2,5" (63,5 мм)

Броня навешивалась на тиковый деревянный борт, который одновременно выполнял роль подкладки под плиты. Между бортом и броней прокладывался слой просмоленного войлока. От применения подкладки под броней моряки отказались, так как к этому времени опыт, полученный в результате различных опытовых расстрелов броневых плит в Шибуринессе с достаточной ясностью показал, что подкладка практически не влияет на крепость борта и ее вес лучше использовать для утолщения брони. Правда первоначально под бортовую броню предполагалось уложить 12-дюймовую (305 мм) тиковую подкладку, уменьшая ее толщину в нижней части до 5 дюймов, - этим конструкторы только хотели устранить влияние на железо кислотных свойств английского дуба из которого были изготовлены детали набора корпуса. Но, не желая увеличивать стоимость и время работ, отказались от этого, ограничившись устройством тикового борта в надводной части. На фрегате "Caledonia", в виде опыта, Адмиралтействе опробовало французский способ укладки брони на подкладку, заранее обожженную снаружи для предохранения от гнили. Чтобы иметь возможность провести сравнение, таким способом была уложена половина плит, другую же половину прикрепили обычным для Англии способом.

ОБЩАЯ ТОЛЩИНА ДЕРЕВЯННОГО БОРТА:

Детали

под броней дм/мм

ниже брони дм/мм

внутренняя обшивка (тик)

8" /203

12" /305

набор (дуб)

13,5" /343

14" /356

наружная обшивка (тик)

8" / 203

6" / 152

FrstArPr029.jpg

1.  Внутренняя обшивка 2.  Детали набора 3.  Наружная обшивка 4.  Броневая плита

Броне плиты крепились к борту сквозными болтами на гайках, причем в подводной части болты гальванизировались, в надводной части - обычные. Между собой плиты не скреплялись, лишь соприкасались друг с другом кромками "впритык".

Верхняя палуба была сделана из железных прокатных листов, толщиной 1/2" (12,7 мм) у диаметральной плоскости и 3/4" (19 мм) - ближе к бортам. Листы приклепывались к железным бимсам. Поверх них винтами с гайками крепилась дубовая настилка в 5,5" толщиной. Сама палуба была совершенно "чистая" - помимо дымовых труб и капитанской рубки не имелось никаких перегородок или корпусных надстроек. Капитанская рубка на верхней палубе прикрывалась броневыми плитами в 4,5" (114 мм), уложенными на тиковой подкладке.

Оглавление