Броневые плиты поставлялись по контракту различными заводами. Для "Royal Oak" их изготовлял завод "Times Iron Works", а для "Ocean" - завод Брауна в Шеффилде "Atlas Steel and Iron Works". Для обоих этих судов плиты изготовлялись коваными. Так как этот способ Адмиралтейством признавался как менее прочный, чем прокат, вероятной причиной того, что заказы были все-таки сделаны можно признать загруженность английских железоделательных заводов и нежелание Адмиралтейства откладывать готовность кораблей в ожидании прокатной брони. Для двух других кораблей броня изготовлялась тремя небольшими заводами, причем часть плит были кованные, а часть - прокатные.
Такое распределение заказов, видимо, объясняет почему размер броневых плит не был одинаков, - точнее сказать, при одинаковой длине примерно 4,5 метра, они отличались только по ширине - от 0,96 метра на "Royal Oak"' до 1,6 метра на "Ocean". Соответственно, вес плит также колебался а известных пределах, но известно, что вес средней плиты (с некоторыми допусками) составлял примерно 4 тонны. Таким образом, среднее количество плит, требующееся для каждого корабля, составляет примерно 300 штук (как это было на "Royal Oak").
Несмотря на то, что толщина броневых плит была не меньше, чем на предыдущих кораблях, уже в конце 1862 года для моряков становилось ясным, что 4,5-дюймовая толщина брони явно недостаточна. Проведенные полигонные стрельбы показали, что, в связи с быстрым развитием артиллерии, подобная броня уже о ближайшее время не сможет защитить корабль от снарядов противника. Обобщенные результаты стрельб приведены в таблице.
Орудие |
Дальность стрельбы |
Снаряд |
Вес заряда |
Углубление в железной броне |
100-фн.пушка Армстронг |
200 ярд. |
110-фн. сплошной |
14 фн. |
1,5-2 дм. |
68-фн.пушка гладкоствольная |
200 ярд. |
68-фн. сплошной |
16 фн. |
2,5-3 дм. |
70-фн.пушка Уитворт |
220 ярд. |
70-фн. ядро и бомба |
12 фн. |
броня и подкладка пробиты |
120-фн.пушка Уитворт |
600 ярд. |
130-фн. бомба |
25 фн. |
броня и подкладка пробиты |
В связи с этим Скотт-Рассел опубликовал свои замечания, которые заканчивались следующими словами: "Еще недавно плиты брони в 4,5" толщиной с деревянной подкладкой в 18" могли противостоять действию артиллерии, но последние опыты показали, что мы не будем иметь флота, если он будет состоять из деревянных судов, одетых в броню. Армстронг пробивал наши деревянные корабли, а Уитворт доказал, что он может сделать то же и с броненосными судами."
Подобное высказывание еще не стало официальной точкой зрения Адмиралтейства. В ноябре 1862 года "Times" напечатало вполне реальное для того времени мнение, что "...в настоящее время ни одно орудие, способное пронизать борта "Warrior" [то есть следует иметь в виду 4,5" броню] не может быть поставлено на палубу корабля, и, так как не было еще построено судно лучше "Warrior", то преимущество перед пушками остается на стороне судов подобного рода. Между тем, доказано на опыте, что известные орудия Армстронга на 200, а Уитворта на 600 ярдах могут разбить борта "Warrior" если бы нашлось судно, способное нести подобные орудия. В настоящее время максимальный вес орудия, установленный на корабле 5 тонн, между тем, как пушка Уитворта весит 7 тонн, а пушка Армстронга 12 тонн." (*). И тем не менее, приостановка работ на "Royal Alfred" и перепроектирование строящегося броненосца "Northumberland" (третьего типа "Minotaur") с целью усиления их броневой защиты, показывает, что британские адмиралы допускали недолговечность последнего суждения.
Для упрощения проектирования и перестройки кораблей было сразу же решено, что механизмы и котлы останутся прежними, тем более, что на них уже были выданы заказы. Это существенно уменьшило затраты и время работ. Для всех четырех фрегатов (а первоначально линкоров) они изготовлялись основным поставщиком Адмиралтейства - заводом Модслея и Фильда. Конструкция паровых машин ничем не отличалась от типовых машин того времени - горизонтальные 2-цилиндровые машины простого расширения (то есть пар одинакового давления в обоих цилиндрах), с прямой передачей вращения на вал гребного винта. Конструктивно они все были одинаковы, но цилиндры машины "Royal Oak" имели несколько меньший диаметр, и, соответственно механизм развивал меньшую мощность. Восемь паровых котлов размещались в двух отделениях, в нос и корму от машины - по четыре в каждом. Этим объясняется наличие двух дымовых труб на трех кораблях. Менее мощная машина линкора "Royal Oak" требовала меньшей паропроизводительности, поэтому этот корабль имел только одно котельное отделение с шестью котлами и одну дымовую трубу. На всех кораблях котлы имели одинаковую конструкцию - четырехтопочные, в каждом по 280 трубок.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕХАНИЗМОВ И КОТЛОВ
"Royal Oak" |
"Caledonia" и другие |
|
Номинальная мощность |
800 HP |
1000 HP |
Диаметр цилиндров |
82" /2,08 м |
92" /2,34 м |
Ход поршней |
48" / 1,22 м |
48" / 1,22 м |
Площадь поверхности нагрева: |
18.722 кв.фут /739,33 кв.м |
|
Площадь колосников ... |
671 кв.фут/ 62,34 кв.м |
(*) В Америке на судах уже устанавливали и более крупные орудия, однако в Европе не принимали их в расчет, не считая суда мореходными.