Контр-адмирал Иельвертон в 1866 г. говорил об "Ocean" и "Caledonia": "... хотя по морским качествам они не могут сравняться со старыми линкорами, но за всем тем оказываются хорошими военными судами". Контр-адмирал Дакресс в парламентском отчете в 1864 году назвал "Prince Consort" и "Royal Oak" поворотливыми, но тихими на ходу под парусами (*).
Эти броненосцы всеми морскими специалистами того времени признавались неоценимыми при блокадных действиях и при обороне побережья, а адмирал Иельвертон предлагал даже увеличить их число вдвое, правда основными доводами его оставались мореходные качества.
Однако за всем этим многие считали одним из главных недостатков этих судов невозможность выдержать сильные бури северной Атлантики. Этой же точки зрения придерживался адмирал Дакресс. Правда, в целом ряде последующих плаваний эта, весьма удовлетворительная оценка, не нашла подтверждения. Так Лорд Г. Лемокс в одной из своих речей в 1867 году привел в пример хорошее поведение фрегата "Ocean" во время плавания из Средиземного моря в Батавию в очень плохих условиях. На переходе от мыса Доброй Надежды к острову Пасхи в сильный шторм корабль потерял все свои шлюпки. Благодаря сильным ветрам он делал большие переходы, имея среднюю дневную скорость под парусами 8-10 узлов, делая в день 195 - 243 мили.
Один из офицеров этого корабля отмечал после плавания, что нередко скорость под парусами доходила до 12-ти узлов - для такого тяжелого корабля очень хороший результат.
Вообще же эти корабли провели большинство своей службы в дальних плаваниях и оправдали надежды, возлагаемые на них при проектировании.
Автономность кораблей по запасам питьевой воды (58 т) составляла восемь недель. По запасам провизии (29,5 т в бочках для команды и 23,5 т для офицеров) - двенадцать недель.
Общая стоимость работ по постройке и переоборудованию, произведенных правительственными верфями (за исключением механизмов, изготовленных частными заводами по контракту) приведена в таблице в фунтах стерлингов.
Стоимость этих фрегатов не превысила стоимости первых броненосцев, но время изготовления кораблей, как и предполагалось, оказалась гораздо меньше.
СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙКИ КОРАБЛЕЙ
"Royal Oak" | "Prince Consort" | "Caledonia" | "Ocean" | |
Корпус с броней | 189.381 | 174.392 | 212.763 | 201.651 |
Механизмы с отделкой | 45.310 | 52.603 | 51.895 | 52.162 |
Рангоут, оснастка, запасы | 19.846 | 15.554 | 18.672 | 17.417 |
ВСЕГО | 254.537 | 242.349 | 283.330 | 271.230 |
С 12 % накладных расходов | 280.518 | 266.173 | 312.034 | 298.451 |
При вступлении в строй личный состав каждого из кораблей, зачисленных в ранг фрегатов, по штату насчитывал 507 человек. Позже он был увеличен до 605 человек.
(*) Интересно отметить, что большинство современных источников, включая авторитетный справочник Conway "All the World's Fighting Ships" указывают для "Royal Oak" скорость под парусами 13,5 узлов. Для трех других кораблей скорость под парусами обычно указывается как 10,0 - 11,5 узлов.