Оглавление

В сентябре того же года на мерную милю вышел второй броненосец "Prince Consort". При неполной нагрузке он достиг скорости 13,132 узла при мощности 4234 IHP. Но за более достоверный результат принято считать скорость, показанную в Сток-Бее в марте 1865 года, когда он был полностью загружен. Тогда его скорость оказалась равной 12,77 узла при 3953 IHP. Через четыре года, 26 ноября 1867 года, на 8-часовых испытаниях в тихую погоду фрегат развил 11,6 узла при 3721 IHP. Такое снижение скорости приписывали в большей степени обрастанию дна, чем старости корпуса и износу механизмов.

В 1864 году прошли испытания и были приняты в казну два других броненосца. Первым из них в мае на мерную милю вышел "Caledonia". При неполном водоизмещении он показал скорость 12,863 узла при индикаторной мощности 4552 IHP. Несколько позже фрегат превысил этот результат - 13,07 узла при 4538 IHP, но как и в случае с "Prince Consort" достоверной оказалась скорость менее 12 узлов, показанная при полной нагрузке. Позже фрегат не смог развить и эту скорость. Так 1 ноября 1866 года на сравнительных испытаниях в канале, при слабой зыби, скорость "Caledonia" оказалась только 11,2 узла. При этом машины фрегата развили мощность 4597 IHP - большую, чем на официальных приемных испытаниях.

В июле, через два месяца после "Caledonia", на заводскую пробу вышел "Ocean". Также при неполной загрузке усредненная по шести пробегам наибольшая скорость оказалась равной 12,895 узла при индикаторной мощности 4244 IHP. Скорость среднего хода достигала 10,691 узла. Через два года, 1 ноября 1866-го (на тех же испытаниях, что и "Caledonia"), "Ocean" развил еще меньшую скорость - только 11 узлов при 3939 IHP.

Плавая в эскадре Английского канала, эти фрегаты участвовали позже во многих сравнительных испытаниях и показали себя хорошими, надежными кораблями, но им ни разу больше не удалось развить ту же скорость, что на испытаниях, хотя механизмы могли достигнуть и зачастую достигали той же мощности. Объяснялось это многими причинами - наростами на днище, износом механизмов, увеличением перегиби и другими.

Испытания на поворотливость показали примерно одинаковые результаты. При первоначальной площади погруженной части руля, равной 145,2 -151 кв. футов (13,49 - 14,03 кв. метров) время полной циркуляции и ее диаметр вполне удовлетворили Адмиралтейство:

Время

Диаметр

"Ocean"

4 мин. 57 сек.

438 м

"Prince Consort"

4 мин. 40 сек.

408 м

"Caledonia"

5 мин. 15 сек.

536 м

"Royal Oak"

5 мин. 17 сек.

457 м

Время указано без учета затрачиваемого на перекладку руля (на руль обычно ставились четыре человека). Угол поворота руля от диаметральной плоскости составлял 22-26 градусов, что в общем мало отличалось от обычных деревянных линкоров с приводом руля от штурвала.

В английском флоте того времени поворотливость нередко проводились не во время сдаточных или официальных испытаний, а позже, уже при нахождении корабля в компании. Так "Caledonia" провела такие испытания через год после ходовых - в июне 1865 года.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ И МОРЕХОДНОСТЬ

Как и все корабли того времени наряду с паровой машиной новые броненосцы получили парусное вооружение. "Ocean" и "Prince Consort" имели полную фрегатскую оснастку с площадью парусности 22.900 кв. футов (2127,48 кв. метров), два других броненосца "Caledonia" и "Royal Oak" были вооружены барком. У них площадь парусов была на 700 футов меньше (2062,45 кв. метров). Мачты и бушприт железные и, как уже говорилось, внутри полые и использовались для вентиляции. Реи деревянные, причем марса-реи сделаны двойными. Такелаж проволочный и крепился без русленей.

Высота клотика над палубой

Длина стеньги с брам-стеньгой

Фок-мачты

47,09 м

27,28 м

Грот-мачты

48,31 м

27,28 м

Бизань-мачты

34,90 м

18,14 м

Вес рангоута с принадлежностями

78,50 т

Вес такелажа с принадлежностями

52,75 т

Вес парусов с запасными

9,6 т

По результатам парусных испытаний были выделены "Caledonia" и особенно "Ocean", показавшие себя лучше многих других броненосцев. Два других фрегата оказались несколько похуже, но и они, в сравнении с броненосцами иных типов, были далеко не худшими.

Поворот оверштаг корабли совершали без затруднений и всегда точно, а поворот через фордевинд - с немалым трудом. Под парусами корабли довольно легко управлялись, но отличались стремительной бортовой качкой. Крен доходил до 26-28 градусов, когда другие броненосцы валились на борт гораздо меньше. В наибольшей степени это относится к броненосцу "Prince Consort", который считался из всех английских броненосцев этого периода самым валким. Причиной этого предполагали неправильное распределение нагрузки и в том числе перетяжеление оконечностей броней, но с этим приходилось мириться как с необходимостью. Кроме того, эти корабли имели довольно большую метацентрическую высоту. Например, у "Prince Consort" она равнялась 6 футам (1,829 м)

Помимо этого, фрегаты также очень сильно страдали от килевой качки, доходящей нередко до 12 градусов, а на "Ocean" адмирал Иельвертон в 1866 году отметил среднюю по трехдневным замерам килевую качку в 14,3 градуса.

Но, несмотря на эти недостатки, не признававшиеся в то время существенными, эти фрегаты заслужено считались очень хорошими ходоками.

Оглавление

Hosted by uCoz