Оглавление

БРОНЕНОСНЫЙ ФРЕГАТ "ACHILLES"

ПРОГРАММА И СТРОИТЕЛЬСТВО

"Achilles" - первый из специально спроектированных броненосцев Британии, построенный не частным заводом, а правительственной верфью. Его постройка была вызвана желанием Адмиралтейства исправить все выявленные к тому врем они недостатки первых броненосцев. Строился он все по той же программе 1861/62 финансового года. Являясь первенцем английского казенного броненосного кораблестроения он стал "любимым детищем" и, как следствие, наиболее дорогим из британских броненосцев, так как Адмиралтейство не жалело ни средств, ни усилий на его постройку.

Приказ о закладке броненосца по чертежам фрегата  "Warrior", но с некоторыми изменениями, пришел в Чатамское адмиралтейство в апреле 1861 года. Проект был разработан главным строителем флота Айзеком Уоттсом (Isaak Watts).

Официальная закладка корабля состоялась 1 августа 1861 года, но фактическая сборка корпуса на стапеле началась в сентябре. Уже в начале 1862 года работы практически остановились ввиду спешки с переделкой на той же верфи линкора "Royal Oak" а броненосец. Повлияло также отсутствие необходимого количества железа требуемого качества. Через некоторое время работы на "Achilles" возобновились, но в нормальные темпы они перешли лишь после спуска переделываемого линкора в сентябре 1862 года. Но зато после этого строительство "Achilles" велось нарастающими темпами, и на то были свои причины. Адмиралтейство возложило на этот корабль большие надежды. Первый мореходный броненосец постройки казенной верфи, заложенный в свое время без особых претензий, теперь должен был стать лучшим среди себе подобных и доказать общественности, что Адмиралтейство не зря тратит выделенные на флот средства. А необходимость этого становилась все ощутимей. В печати все больше разгоралась полемика между сторонниками больших и высокобортных мореходных броненосцев {которых возглавляли обладавшие громадным авторитетом инженеры Уаттс и Скотт-Рассел) и приверженцами "молодой школы" Эдварда Рида, считавшими, что только сравнительно низкобортные и широкие броненосцы, вооруженные очень мощной крупнокалиберной артиллерией в казематах должны составлять основу британского флота. Последователей Рида становилось все больше, и Адмиралтейство посчитало нужным согласиться на переделку по его предложениям нескольких кораблей - "Enterprise", "Research", "Favorite" и "Zealous". Нельзя сказать, что Адмиралтейство было однозначно настроено против Рида. Наоборот, его идеи нашли всестороннюю поддержку среди адмиралов, и даже более того, вскоре Рид был назначен главным строителем флота. Однако все это создавало общественности основания для обвинений в ненужности таких больших броненосцев как "Warrior" и "Achilles". А ведь Адмиралтейство только что получило согласие Кабинета министров на строительство еще более крупных и дорогих батарейных кораблей типа "Minotaur" - для того времени поистине монстров с водоизмещением более 10 тысяч тонн.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КОРПУСА "ACHILLES"

Длина между перпендикулярами

380'0"

115,82 м

Длина по килю

338'9"

103,25 м

Длина наибольшая

386'5"

117,78 м

Ширина наибольшая

58'3,5"

17,78 м

Глубина интрюма

21'1"

6,43 м

Осадка по чертежу носом

26'0"

7,92 м

<< >> кормой

27'0"

8,23 м

Осадка на испытаниях носом

25'11"

7,90 м

<< >> кормой

26'11"

8,21 м

Полное водоизмещение

9694 т

Вместимость (полезный груз)

6121 т

Площадь погруженной части мидель-шпангоута

1308 кв.фут

121,52 кв.м

Площадь грузовой ватерлинии

17956 кв.фут

1668,17 кв.м

В такой обстановке для сторонников высокобортных броненосцев оказалась очень своевременной катастрофа с американским "Monitor'ом" 29/30 декабря 1862 года. "Гибель "Монитора" только подтвердила существовавшее мнение инженеров, моряков и военных людей, что нужно еще изобрести железное броненосное судно, способное безопасно плавать по бурному океану, и что все существующие суда этого рода могут исполнять свою службу только около берегов или в реках ... Но теперь, по крайней мере оказалось ясно, что плоты и плавучие ящики, подобные "Монитору", неспособны соединить в себе безопасность плавания со средствами нападения на отдаленного неприятели, и что только "Уорриор" и "Глуар", а не "Монитор" или "Мерримак", представляют модели, достойные подражания". Подобный тон статей был характерен в общественной печати того времени. И "Achilles" должен был стать новым подтверждением этой точки зрения. Или наоборот, ее опровержением, если бы низкобортные броненосцы смогли доказать возможность плавания в открытом море. Однако развернутая в печати полемика создавала у населения мнение, что британские адмиралы не знают в каком направлении продолжать дальнейшую морскую политику, поэтому одновременно Адмиралтейство проводило широкую кампанию по привлечению общественности на свою сторону, пытаясь объяснить, что выделяемые на флот средства не тратятся впустую, а воплощаются в реальных и мощных кораблях, способных отстаивать на морях интересы Великобритании. И использовалась для этого не только печать. В августе и сентябре 1863 года гордость британского флота, первенец, железного броненосного судостроения фрегат "Warrior" совершил поход вдоль берегов Англии, заходя как в крупные, так и в небольшие порты и подолгу простаивая там, открытый для свободного посещений местными жителями, демонстрируй таким образом деятельность Адмиралтейства.

8 любом случае, Адмиралтейство очень надеялось, что "Achilles" будет хорошим кораблем и не жалело на него ни средств, ни усилий. Во время строительства на броненосце внедрялись всевозможные новшества, наработанные предшествующим опытом. Наконец, 5 февраля 1883 года на "Achilles" была уложена первая броневая плита. Все остальные были установлены также до вывода корабля из дока. Таким образом "Achilles" стал первым английским броненосцем, спущенным на воду со всей навешенной на бортах броней. 23 декабри 1863 года корабль всплыл в доке, правда со второй попытки, так как первая не удалась из-за слабого прилива.

КОРПУС БРОНЕНОСЦА

Железный корпус фрегата во многом напоминал корпус первого английского броненосца, но в чертежи было внесено немало изменений и прежде всего в образования подводной части, где фрегат получил более широкие и плоские обводы. Была сохранена также конструкция набора, схема устройства двойного дна и продольных бортовых коридоров, Однако, следует отметить, что детали набора, в частности бимсы и шпангоуты сделали более толстыми и широкими.

Внутреннее пространство было разделано на 15 водонепроницаемых отсеков, в которых были устроены самостоятельные водонепроницаемые отдаления, число которых доходило до сотни.

Оглавление