Оглавление

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА

Схема броневой защиты первоначально предполагалась подобной "Warrior", но идеи Эдварда Рида, воплощенные в его первом броненосце - корвете "Enterprise", уже успели к тону времени оказать некоторое влияние на Адмиралтейство, Исходя из этого броневой пояс по ватерлинии был продлен до штевней, но в оконечностях его толщина уменьшалась почти вдвое.

- толщина плит пояса в средней части корпуса .4,5"
- толщина плит пояса в оконечностях 2,5"

Пояс выше ватерлинии поднимался только на 3 фута (0,914 метра), а ниже ватерлинии опускался на 5 футов (1,52 метра). Таким образом ширина пояса составляла всего 8 футов, что уже в то время признавалось многими недостаточным. Учитывая к тону же небольшую толщину пояса в оконечностях, перед моряками становилось реальной слабость защиты оконечностей и в том числе особенно руля и винта в корме, Частично это компенсировалось сравнительно большим подзором кормы, защищенным гнутыми бронеплитами, но этого было явно недостаточно.

В средней чести корпуса броня пояса, переходя в батарею, поднималась до бимсов верхней палубы. Протяженность батареи разнялась 67 метров. По краям и в оконечностях батарея прикрывалась броневыми траверзами. Толщина плит борта батареи и траверзов была одинаковой с броней пояса и равнялась 4,5".

Бронеплиты крепились болтами по той же схеме, что и на фрегате "Warrior", за исключением метода стыковки торцов плит. На "Achilles", как и на более ранних броненосцах, ограничились укладкой плит "впритык". Броня крепилась к борту на двухслойной тиковой подкладке, устроенной по типу броненосца "Warrior", то есть внутренний слой бруса, толщиной в 12" укладывали горизонтально, внешний, 6-дюймовый - вертикально. Общая толщина деревянной подкладки под броней борта составляла 18", а толщина железной обшивки, на которую нашивалась подкладка 5/8". Также как и прототип, на верхней палубе "Achilles" имелась бронированную боевую рубку примерно такой же конструкции.

Все бронеплиты для броненосца были изготовлены прокатным способом на заводе "Parkgate Works" в Йоркшире, а плиты для подзора изготовлены и согнуты заводом Брауна "Atlas Iron and Steel Works" в Шеффилде. Всего для корабля сделано 336 плит. Общий вес брони и подкладки составил примерно 1720 тонн.

МЕХАНИЗМЫ

Механизмы для броненосца были изготовлены по контракту частным заводом "John Penn and Sons" в Гринвиче. "Achilles" получил двухцилиндровую паровую машину номинальной мощностью 1250 NHP с прямой передачей вращения на вал. Благодаря более полным образованиям подводной части горизонтальные цилиндры машины были расположены гораздо ниже, чем у фрегата "Warrior". Оба цилиндра имели одинаковый диаметр 104,2 дюймов (2,647 метра) и ход поршней 48 дюймов (1,22 метра).

Котельная установка включала десять котлов обычного коробчатого типа с рабочим давлением пара 25 фунтов на кв. дюйм (1,76 кгс/кв.см). Площадь нагревательной поверхности равнялась 23.779 кв. фута (2209,14 кв. метра), площадь колосников 759 кв. фута (70,51 кв. метра).

На фрегате был установлен четырехлопастный винт Манжена, неподъемный, но с возможностью разобщаться с валом при ходе под парусами для уменьшения сопротивления. Диаметр винта равнялся 24'6" (7,468 метра). Шаг винта на первой пробе 25'6" (7,772 метра).

Запас угля в угольных ящиках (бункерах) 620 тонн (по другим данным от 700 до 750 тонн и 1000 тонн). При выявленном позже расходе топлива 138 кг/л.с. в час, это давало следующую расчетную дальность плавания для указанного запаса топлива:

830 миль полным ходом 2,5 суток хода
1140 миль  ходом 12,5 узлов 91 час хода

1680 миль

ходом 11 узлов

152 часа хода

2300-2500 миль

ходом 10 узлов

9,5-10,5 суток хода

По другим данным при 1000 т угля............10 суток хода

Площадь погруженной части руля равнялась 163 кв.фута (15,14 кв. метра), но позже была несколько увеличена.

В апреле 1864 года в Чатаме "Achilles" вышел на первую заводскую пробу. Еще не загруженный полностью фрегат показал скорость 14,357 узлов.

Далее последовали достроечные работы и комплектование. 26 апреля фрегат был принят в состав флота, но работы на нем еще продолжались некоторое время, в основном устранение замечаний. Следующая проба была проведена только в конце года. В декабре 1864 года в Портсмуте фрегат при почти полной нагрузке (недоставало лишь 200 тонн угля) показал усредненную по шести пробегам скорость 13,419 узлов. Этот результат совершенно не удовлетворил Адмиралтейство. По их мнению первенец правительственных верфей, поглотивший немалые средства, не должен был уступать ни одному английскому кораблю. Морское командование надеялось не только на превышение контрактной скорости (14 узлов), но и скорости наиболее быстрого корабля - "Warrior" (14,354 узлов). Поэтому через несколько дней "Achilles" вновь вышел не мерную милю и вновь по шести пробегам была получена скорость 14,240 узлов. Желая увеличить ее еще более было решено сделать еще два прохода, но на последнем произошла поломка винта, переломились две лопасти, и испытания пришлось прекратить.

В марте 1865 года фрегат вышел но повторные испытания. Имея полное водоизмещение броненосец достиг скорости 14,322 узла при индикаторной мощности 5722 IHP. Этот результат, полученный в особых условиях - тихая погода, отборный уголь, умелая и не измученная вахтами команда - стал пределом возможностей машины корабля. Больше он никогда не был повторен. Одновременно на пробе среднего хода скорость оказалась 12,046 узлов.

Через полтора года, 1 ноября 1866 года на сравнительных испытаниях фрегат в условиях слабой зыби развил скорость 13,4 узла - меньше, чем на официальной пробе, хотя личный состав, хорошо изучивший механизмы добился даже большей мощности - 5786 IНР. Адмиралтейство объяснило это обрастанием подводной части дна.

Через год скорость снизилась еще почти на узел. 26 ноября 1867 года в слабую зыбь фрегат достиг мощности 5688 IНР, показав скорость на восьмичасовых испытаниях только 12,7 узлов.

Таковы оказались скоростные успехи корабля. Естественно, в последующее годы более лучших результатов быть не могло. Но не лучше обстояло деле и с управляемостью фрегата во время хода под машинами. На испытаниях по определению поворотливости, проводимых в обычном .для этого месте в Сток-Бее, фрегат делал полную циркуляцию за весьма продолжительное время:
руль лево на борт 25,5 град..................... 8 мин. 36 сек.
руль право на борт 25,5 град. ..................7 мин. 15 сек.

Если сравнить полученные результаты с таковыми фрегата "Warrior", то оказывается, что поворотливость нового фрегата явно не оказалась лучше. А между тем "Warrior" справедливо считался наихудшим в отношении поворотливости. В рапорте от 1866 года адмирал Иельвертон, говоря об "Achilles", назвал его "...безопасное и хорошее морское судно...,но по причине большой его длины, весьма трудно управляется".

Оглавление