ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИЙ ЛИНКОРОВ ПРОЕКТА "Н"
Орудие |
406 мм/50 |
150 мм/55 |
105 мм/65 |
37 мм/83 |
20 мм. |
Вес снаряда |
1030 кг |
45,3 кг |
15,1 кг |
0,745 кг |
0,132 кг |
Начальная скорость |
810 м/сек |
875 м/сек |
900 м/сек |
1000 м/сек |
900 м/сек |
Дальность стрельбы |
37,8 км |
23,0 км |
17,7 км |
6,75 км |
4,8 км |
Угол возвышения |
33 град. |
40 град. |
85 град. |
90 град. |
90 град. |
Но специалисты по морской артиллерии были озабочены эффектом воздействия дульных газов на структуру корпуса при одновременной стрельбе всех орудий башни и риском потери половины главного калибра от единственного попадания противника или поломки. Специалисты-корпусники отрицательно относились к ослаблению структуры палубы из-за больших отверстий в ней для барбетов четырехорудийных башен.
Рассверловка 406-мм орудий до калибра 420-мм не производилась, так как ее планировалось сделать уже после установки орудий на корабли. Корабельные 406-мм орудия должны были использовать снаряды весом 1130 кг. Вес двухорудийной башни оценивался в 1454 тонн, скорострельность 2 выстрела в минуту каждого ствола.
Хотя ни один линкор проекта "Н" так и не построили, фирма Крупна изготовила семь стволов 406-мм орудий, длиной 20,3 метра и весом 157 тонн, из нужных сорока восьми. Три из них в 1942 году установили в Норвегии на береговой батарее (в Тронденесе около Харстада для охраны входа в стратегически важный порт Нарвик), три стояли на железнодорожных платформах, а одно потеряно при перевозке в Норвегию. Эти орудия имели специальный затвор. Дальность их стрельбы равнялась 43 км, начальная скорость снаряда 940 м/сек. Для стрельбы использовались два типа снарядов, из которых один весил 600 кг, а другой 960 кг. После войны "норвежские" орудия попали в руки союзников, и были переданы норвежской армии. До 1954 года они использовались на береговых батареях, а в 1968 году сданы на переплавку.
Два орудия на железнодорожных платформах из трех сначала предназначались для германской оккупационной армии в Польше, но затем их передали в Хелу для защиты порта Данциг. Все три орудия в конце 1941 года перевезли во Францию для блокады пролива Ла-Манш и установили на береговой батарее в районе Бланк Нец.
Вспомогательный калибр по числу орудий, их модели и расположению был такой же как на типе "Bismarck". Двенадцать 55-калиберных 150-мм орудий "Model С/1928" размещались в шести башнях и предназначались для стрельбы по надводным целям. Установки позволяли орудиям возвышаться до 40 градусов, скорострельность равнялась шести выстрелам в минуту на ствол. Для стрельбы по самолетам эти установки не годились из-за малых скоростей наводки и отсутствия у снарядов временного взрывателя. Восемь орудий могли стрелять прямо по носу и четыре - в корму; бортовой залп из шести орудий обеспечивался в пределах от 45 градусов вперед от траверза и до 50 градусов в корму от него.
Дальнюю противовоздушную оборону обеспечивали шестнадцать 105-мм орудий "Model С/1933" с длиной ствола 65 калибров. Размещались они в восьми новых ("Model С/1938") стабилизированных установках. По сравнению с прежними однокалиберными установками на кораблях типов "Scharnhorst" и "Bismarck", они имели лучшую защиту прислуги и повышенные скорости горизонтальной и вертикальной наводки. Большая ширина корабля позволила разместить установки дальше от диаметральной плоскости, и надстройки меньше мешали их действию. Фактически все восемь установок могли стрелять в нос или корму, что отличало корабль от типа "Bismarck". Все они стояли на первой палубе надстройки; концевые установки имели погреба под собой, а средние - посередине между собой. Боевой опыт показал, что эти зенитные установки оказались не совсем удачными и с трудом справлялись даже с тихоходными торпедоносцами "Fairey Swordfish".
Ближняя зенитная оборона обеспечивалась 37-мм зенитными автоматами ("Model С/1933") с длиной ствола 83 калибра, размещенными в восьми спаренных установках, две из которых были специального "зенитного" типа - закрытая бронированная установка "Model С/1937" - и располагались между дымовыми трубами на максимально возможном удалении к борту на первой палубе надстройками (углы горизонтальной наводки 180 градусов). Эти установки имели центральную подачу боезапаса. Двадцать четыре 20-мм зенитных автомата устанавливались в шести четырехствольных установках.
В целом, предусматривавшаяся проектом противовоздушная оборона, в свете начавшихся боевых действий, была явно недостаточна, особенно против новых скоростных самолетов. Поэтому, в случае постройки этих кораблей, зенитное вооружение несомненно было бы усилено. -
Хотя на всех линкорах после английских "Nelson" и "Rodney" торпедные аппараты из-за занимаемого ими довольно большого пространства уже не применялись, линкоры типа "Н" должны были иметь шесть носовых (впереди цитадели) подводных 533-мм торпедных труб, отклоненных от ДП на 10 градусов. Аппараты имели защиту в виде броневой поперечной переборки впереди от перегрузочного отделения и бортового пояса, углубленного на 1,825 метра от ватерлинии при проектной осадке 10 метров. Такая защита появилась на основании опыта первой мировой войны, когда подрыв на мине линкора "Bayern" показал уязвимость таких помещений, не имеющих броневой защиты. Наличие торпедных аппаратов означало, что линкоры типа "Н" должны были использоваться в качестве рейдеров против торгового флота Британии, хотя эта функция не была для них основной. При действиях вдали от своих баз, когда надо было сохранять боезапас, топить транспорты торпедами предпочтительнее и быстрее.