В отношении разрабатываемой в немецком военном флоте стратегической концепции о некотором расширении состава корабельных сил после окончания Первой мировой войны было бы естественно предположить, что использование авиации с кораблей не было бы обойдено стороной. Никто не станет оспаривать, что насущная потребность в такого вида корабельного вооружения появилась уже в конце войны и не исчезла после ее окончания. Однако Версальским договором Германии было запрещено строить военные авианосцы и боевые авианосные корабли. Конечно, вряд ли можно было наложить запрет на проведение конструкторских работ в этой области, не говоря уже об обсуждении имеющихся различных сведений, в том числе и из открытой иностранной печати. Тем не менее достаточно обширных разработок на эту тему в Германии долгое время не велось, так как весь конструкторский персонал был занят восстановлением немецкого флота в разрешенном Германии объеме. Здесь также могло иметь место предвзятое отношение высшего флотского командования к роли авиации в морской войне, оставшееся от кайзеровского флота.
Если в строительстве и использовании авианосных кораблей с гидросамолетами и летающими лодками на борту немецкие инженеры и моряки, в ходе Первой мировой войны все-таки смогли и успели наработать хоть какой-то опыт, то в отношении применения с кораблей колесных самолетов не имелось практически никакого опыта. Единственная попытка создания корабля-носителя для колесных самолетов имела место в последний год войны, когда по заданию командующего морской авиацией (Kommandeur der Marineflieger) корабельный инженер Римпель (J. Reimpell) разработал проект перестройки в авианосец (корабль классифицировался как Flugzeugdampfer - авианосный пароход) строящегося с 1914 года в Германии по итальянскому заказу турбинного пассажирского лайнера "Ausonia". Несколько ранее, в 1917-1918 годах, "воздушный" отдел морского министерства (Abteilung Luft (LU) des Reichsmarineamtes) разработал и предложил на рассмотрение проект перестройки в авиаматку (Flugzeugmutterschiff) броненосного крейсера "Roon". Однако сами немцы отмечали, что проект "I" - бывший "Ausonia" - "перетянул все другие проекты" (alien anderen Umbauprojekten vorzuziehen).
Корабль проекта "I" предназначался для несения как колесных самолетов, так и гидропланов. Интересно при этом отметить, что в проекте уже в то время были воплощены идеи авианосца со сплошной палубой и надстройкой у правого борта, несколько позже осуществленные на авианосце "Furious". Это, впрочем, нисколько не претендует на первенство немецких инженеров, так как подобные мысли в британском флоте также могли появиться и ранее, но только осуществлены позже.
Проект предусматривал изменение конструкции лайнера только выше главной (верхней) палубы. Всю среднюю часть корпуса должен был занимать высокий двухъярусный ангар, причем нижний, предназначенный для гидросамолетов, протяженностью 128 метров был полностью закрыт с бортов, а верхний, длиной 82 метра, с колесными самолетами, предусматривал несколько больших вырезов в бортах. Ширина обоих ангарных ярусов была одинакова и составляла 18,5 метров. Из нижнего ангара гидросамолеты предполагалось выводить через специальные ворота на открытую кормовую палубу, с которой самолеты двумя мощными кранами опускались бы за борт, а после посадки таким же образом поднимались на палубу. Колесные самолеты, напротив, через другие ворота предполагалось выводились в нос прямо на взлетную стартовую палубу длиной 30 метров и шириной 10,5 метров. Садиться колесные самолеты должны были на открытую посадочную палубу в корме и средней части, ширина которой (18,7 метра) практически равнялась ширине корабля. После посадки самолеты должны были подруливаться к носовому срезу палубы и специальными кран-балками опускаться на боковые крылья стартовой палубы, с которых их можно было закатить в ангар.
Энергетическая установка судна практически не предусматривала изменений - те же 2 паротурбинных агрегата фирмы "Blohm und Voss" с зубчатой передачей на два вала. Паропроизводительность котельной установки предполагалось незначительно увеличить, что позволило бы турбинам развить большую мощность. Вооружение на корабле предусматривалось только самолетное, никакой артиллерии на судне не должно было быть.
Flugzeugdampfer "I" (бывший "Ausonia") по проекту 1918 года
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА АВИАНОСЦА "I" |
|
Водоизмещение |
12.585 т |
Грузоподъемность |
11.300 BRT |
Длина между перпендикулярами |
149,60 м |
Длина наибольшая |
158,00 м |
Ширина по КВЛ |
18,80 м |
Осадка по КВЛ |
7,43 м |
Высота борта |
10,40 м |
Энергетическая установка |
2-вальная, паротурбинная |
Мощность контрактная (для лайнера) |
14.000 л.с. |
Мощность проектная (как авианосец) |
18.000 л.с. |
Скорость |
21 узел (как лайнер 20 узлов) |
Запас угля |
1500 тонн |
Вооружение (артиллерия не предусматривалась): |
|
Жесткокорпусные гидропланы. | 13 |
Поплавковые гидросамолеты |
19 |
Колесные самолеты-истребители |
ок. 10 |
Самолетные ангары (ширина 18,5 м) |
2 |
Проект полностью завершили в октябре 1918 года, и даже успели начать работы на судне, получившем строительный заказ № 236, однако вскоре их пришлось прекратить из-за недостатка средств. Фирма "Blohm und Voss", которая вела эти работы, не смогла справиться с финансовым кризисом в Германии. Падение в цене немецкой марки настолько сильно изменило стоимость материалов и трудозатрат, что верфь была вынуждена отказаться от работ еще до заключения перемирия.