Оглавление

Часть 3. ПРОЕКТЫ ПЕРЕСТРОЙКИ В АВИАНОСЦЫ КОРАБЛЕЙ ДРУГИХ КЛАССОВ

Как ранее было сказано, уже в начале войны ход боевых действий показал необходимость иметь в составе флота авианосцы и авианосную авиацию. К концу же 1940 года, в связи с резким увеличением театра военных действий морской войны, потребность в таких кораблях стала настолько важной, что офицерам штаба морского командования Kriegsmarine пришлось всерьез задуматься над этой проблемой. Они, конечно же, не питали надежд на скорейшую достройку еще далекого до готовности «Graf Zeppelin», тем более, что работы на нем были остановлены и продолжение их тогда не предвиделось. Соответственно, нельзя было принимать всерьез и уже имеющиеся проекты новых авианосцев - даже небольших, - так как ни времени, ни технических возможностей для их воплощения в металле германские моряки не имели. Только этим можно объяснить практически полное отсутствие интереса командования флота к новым разработкам авианосцев, работа над которыми хотя еще и продолжалась в проектных бюро флота, можно сказать по инерции, но абсолютно без участия военных - новые проекты никогда ими не рассматривались, не корректировались и, соответственно, не принимались к обсуждению. Сами немцы, включая и Хаделера, признавали, что в новых разработках практически не учитывался опыт боевых действий (что естественно, так как без участия военных это вряд ли было бы возможно в необходимом объеме) и, соответственно, сохранялись все недостатки, присущие предыдущим проектам - включая противоминную артиллерию, энергетические установки, рассчитанные на длительное рейдерство, и иные.

Здесь интересно отметить аналогию с немецкими суперлинкорами «Н-42» и последующими - хотя работа над проектами этих гигантов не только была начата, но и продолжалась практически в течение всей войны, ни один офицер военного флота не принимал в ней участие в качестве официального представителя морского командования (ОКМ - Oberkommando Marine). Проекты этих линейных кораблей, также как и новые проекты авианосцев, создавались в соответствии с довоенной военно-морской доктриной, хотя уже в 1939-1940 годах командование Kriegsmarine столкнулось с необходимостью пересмотреть свои довоенные взгляды на роль крупных надводных кораблей в морской войне. После же гибели «Bismarck'a» это стало очевидным. Соответственно, Гитлер перестал проявлять интерес к тяжелым надводным кораблям, нацеленным на рейдерские действия. Вместе с ним потеряло к ним интерес и верховное командование - новые проекты рейдеров не рассматривались и не обсуждались военным флотом, - и в итоге проектные службы флота оказались абсолютно оторванными от изменившихся в ходе войны тактико-технических требований к подобного рода кораблям.

Но с другой группой проектов авианосных кораблей дела обстояли несколько иначе. Желание иметь в составе флота авианосцы, и одновременное отсутствие времени и возможностей их построить, заставили морское командование искать компромисс и обратить внимание на вспомогательные корабли, которые можно было бы перестроить в авианосцы в максимально короткие сроки и с минимальными затратами. Для рассмотрения этого вопроса и подбора подходящих судов из имеющихся в распоряжении флота, была организована специальная комиссия.

В результате работы комиссии, в первую очередь внимание было обращено на быстроходные лайнеры (Schnelldampfer) «Europa», «Potsdam» и «Gneisenau», а также на строящиеся боевые корабли, находящиеся в большой степени готовности. К последним, в частности, относились немецкий тяжелый крейсер «Seydlitz» и трофейный (бывший французский) легкий крейсер «De Grasse», захваченный немецкими войсками на стапеле казенной верфи военно-морского арсенала в Лориане.

Как важное обстоятельство отмечалось наличие для «De Grasse» на верфи большого количества заготовленных строительных материалов и конструкций, что, как не без оснований считали немецкие кораблестроители, могло бы значительно ускорить проведение перестройки корабля даже если бы некоторые конструкции пришлось бы переделывать. С «Seydlitz» ситуация была противоположной. Ко времени остановки на нем работ корпус крейсера находился в 90-процентной степени готовности - он был поднят вплоть до верхней палубы. Для переоборудования крейсера в авианосец, с него пришлось бы снимать часть конструкций. И хотя именно «Seydlitz» был отклонен первым как возможный объект, тем не менее, проект перестройки создавался и для него.

Проекты для перестройки кораблей в авианосцы разрабатывались по большей части в первой половине 1942 года в конструкторском бюро ОКМ. Основным критерием, и в то же время ограничением, в создании проекта являлось проведение расчетов необходимых трудозатрат и наличия материалов, включая сюда экономию за счёт уже имевшихся заготовок и объема выполненных работ на выбранных кораблях. Помимо проектных служб флота для этих разработок привлекались также частные и казенные предприятия - «Blohm und Voss» (лайнер «Europa»), «Howaldtswerke» (лайнер «Potsdam»), верфь ВМФ в Вильгельмсхафене «Kriegsmarine Werft Wilhelmshafen» (лайнер «Gneisenau»), «Deschimag» (крейсер «Seydlitz») и французская государственная верфь в Лориане «Staatswerke Lorient» (крейсер «De Grasse»).

Уже на первых этапах работ при рассмотрении проектов пассажирских лайнеров выяснилось, что эти суда мало подходят для перестройки в авианосцы. Главной причиной этого признавалась очень незначительная остойчивость - ведь лайнеры, создававшиеся для перевозки пассажиров с максимальным комфортом получали искусственно; заниженную метацентрическую высоту для создания плавности качки. Авианосец, как боевой корабль, предполагал более высокую остойчивость, которую к тому же было трудно сохранить из-за присущих этому классу кораблей особенностей - тяжелая и высоко расположенная полетная палуба, высокое размещение катапульт, ангаров и самолетов в них, максимальное поднятие зенитной артиллерии для придания ей удобных секторов обстрела, несимметричное расположение «острова»-надстройки и иные. Правда, вследствие демонтажа большинства конструкций пассажирских помещений, салонов и т.д. удалось бы достаточно сильно облегчить корабль, так как основная масса подобных конструкций была сосредоточена в верхней части судов, однако конструкторы, еще не произведя точных расчетов, приходили к выводу, что это недостаточная компенсация для предполагаемых весовых нагрузок будущего авианосного оборудования. Мнения и морских инженеров, и военных моряков однозначно сводились к тому, что к лайнерам необходимо принять специальные меры для повышения остойчивости - наиболее подходящим считалась надстройка вдоль бортов булевых отсеков и, одновременно, максимально возможное понижение по высоте тяжелых весов.

Предлагалось также разместить в районе днища специальный балласт - рассматривался вариант устройства защитного пояса из залитых тяжелым бетоном отсеков в нижней части булей. Они получили название «отсеки с «бетонной броней» (der Wulste mit einem «Betonpanzer»). И хотя их как замену броневой защиты никогда не рассматривали - из-за очень низкого расположения под ватерлинией - тем не менее пояс залитых бетоном отсеков мог бы служить некоторой защитой от подводных взрывов вблизи борта.

Оглавление

Hosted by uCoz