Оглавление

НЕМЕЦКИЕ МИНОНОСЦЫ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Перевод отдельных глав из книги: Volkmar Kuhn "Torpedoboote und Zerstorer im Einsatz 1939-1945" Stuttgart, 1977.
Перевод с нем. выполнил Печуконис Н. И. Текст дополнен некоторыми материалами и фотографиями из других источников.

10-Я ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ В ЛИГУРИЙСКОМ И ТИРРЕНСКОМ МОРЯХ

Весной 1943 года в северной части Средиземного моря итальянским морским командованием были организованы отдельные 3-я и 4-я эскортные флотилии (3.Geleit, 4.Geleit-Flottille). Летом этого же года обе они были объединены в одну - 3-ю (3.Geleit-Flottille). В состав этих соединений входили трофейные французские корабли, по большей части миноносцы, которые достались итальянскому флоту во время оккупации Франции. На корабли флотилий были возложены задачи сопровождения конвоев и транспортов на маршрутах в итальянской прибрежной зоне, в Северную Африку и вокруг Сицилии. В меру своих возможностей корабли флотилии выполняли поставленные задачи вплоть до капитуляции Италии. После выхода Италии из войны немецкое морское командование приняло 3-ю эскортную флотилию (3.Ge!eitflottille) в свое распоряжение, заодно включив в нее и доставшиеся немцам бывшие итальянские корабли. Но в январе 1944 года из состава 3-й эскортной флотилии были выделены часть кораблей, которые организовали 10-ю флотилию миноносцев (10.Torpedoboot-Flottille).

Первоначально в состав флотилии были включены бывшие итальянские миноносцы:
ТА-23 (бывший итал. «Impavido») - ? Otto Reinchardt;
ТА-24 (бывший итал. «Arturo») - Kptlt Dereschewitz;
ТА-25 (бывший итал. «Intrepido») - Kkpt Eisenberger;
ТА-26 (бывший итал. «Ardito») - Kptlt Albrand;
ТА-27 (бывший итал. «Auriga») - Kptlt Thilo-L. von Trtha;
TA-28 (бывший итал. «Rigel») - Kptlt Haberkorn.

Позднее в состав флотилии вошли и другие корабли:
с марта 1944 года - ТА-29 (бывший итал. «Eridano») - Kptlt Schmidt-Troje;
с апреля 1944 года - ТА-30 (бывший итал. «Dragone») - Kptlt Корка;
с апреля 1944 года - ТА-31 (бывший итал. «Dardo») - Kptlt Burkart;
с июля 1944 года - ТА-32 (бывший итал. «Premuda») - Kptlt Корка;
с осени 1944 года - ТА-33 (бывший итал. «Corsaro»).

Начальником флотилии был назначен с января 1944 года капитан 3-го ранга фон Гартцен (Korvetten-kapitan von Gartzen), до этого командовавший миноносцем Т-25. Буквально за несколько недель до назначения фон Гартцен чудом избежал гибели, когда его миноносец был потоплен 28 декабря 1943 года в Бискайском заливе орудиями английских крейсеров «Glasgow» и «Enterprise». Фон Гартцен, оказавшийся в воде, был подобран и спасен немецкой подводной лодкой.

Операционной зоной флотилии были назначены Лигурийское и Тирренское моря, задачами флотилии оставались по большей части эскортные операции, а также разведка, минно-заградительные операции и поддержка армии на побережье. Оперативно флотилия подчинялась штабу морского командования в Италии, но общее командование осуществлялось командующим миноносных сил немецкого флота, обязанности которого после гибели в декабре 1943 года контр-адмирала Бея временно исполнял капитан 1-го ранга Вольф (Kapitan zur See Wolff), а с февраля им стал контр-адмирал (позже вице-адмирал) Крайш (Konteradmiral Leo Kreisch).

Боевая деятельность флотилии началась в середине февраля 1944 года. За 10 дней, с 16 по 26 февраля, корабли осуществили четыре минные постановки в Генуэсском заливе. В них участвовали миноносцы ТА-23, ТА-24, ТА-27, ТА-28, ТА-29, ТА-30. Затем последовала минная постановка у северной оконечности Корсики. Следующая минно-заградительная операция «Неске» проводилась уже в зоне действия английских эсминцев и быстроходных торпедных катеров, угроза атаки которых существовала в любой момент операции.

25-26 марта флотилия совершила переход до Специи, а затем до гавани Portoferraio на острове Эльба. Этот марш был составной частью минно-заградительной операции с кодовым названием «Gazelle», за которой последовали такие же операции «Antilope», «Auster» и «Schimmel».

22 апреля миноносцы флотилии ТА-23, ТА-26 и ТА-29 совершили рейд к Корсике и в 23 часа обстреляли береговые цели в районе Бастии и в гавани.

Следующий выход флотилии состоялся 24 апреля. Миноносцы ставили мины невдалеке от острова Capraia, северо-западнее Эльбы, когда внезапно были атакованы торпедными катерами. Когда их атака была отбита над флотилией появились истребители-бомбардировщики (Jabos) противника. Плотный зенитный огонь не позволил им удачно отбомбиться, к тому же они потеряли три самолета, не добившись успеха. Но и флотилия в этом походе не избежала потерь. Рано утром 25 апреля, обходя остров Capraia с запада, корабли наткнулись на минное поле противника. Миноносец ТА-23 подорвался на мине и получил такую большую пробоину, что остановить поступление воды не представлялось возможным. Миноносец тонул, и поэтому два других - ТА-26 и ТА-29 - сняли людей с ТА-23, гибель которого была ускорена экипажем. Это была первая потеря 10-й флотилии миноносцев, но уже следующей ночью корабли вновь вышли в поход - ТА-26 и ТА-29, соединившись с прибывшими ТА-27 и ТА-28, произвели разведки западнее все того же острова Capraia.

По опыту первых выходов командиры миноносцев уже могли сделать первые выводы. В своих рапортах они отмечали решительность и стремление к бою своих экипажей, однако указывали на слишком большое число новобранцев и на недостаточность опытных моряков, особенно специалистов по обслуживанию механизмов иностранного (итальянского) производства.

В мае и июне 10-я флотилия продолжала заниматься минно-заградительными постановками в проливах между Корсикой и континентом. Одновременно они совершали разведывательные выходы в море. Во время одного из них, 7 июня, на переходе из Portoferraio в Специю миноносцы ТА-27, ТА-28 и ТА-24 были атакованы торпедными катерами, но удачно отразили их нападение.

Следующей ночью на 8 июня эти же миноносцы вышли на минную постановку в проливе между Эльбой и островом Pianosa. Хорошо заметные при свете яркой луны корабли были обнаружены самолетами противника, возвращавшимися после выполнения задания на свой аэродром. Самолеты, видимо уже не имевшие боевых бомб, сбросили только осветительные бомбы и были обстреляны из 20-мм и 37-мм автоматов, но безуспешно.

Итальянский эсминец »Premuda» Итальянский эсминец «Premuda» (бывший югославский эсминец «Dubrovnik») в стандартной для итальянского флота камуфляжной окраске. Фото сделано 23 августа 1943 года, незадолго до капитуляции Италии. Позже он стал немецким миноносцем ТА-32 и был взорван экипажем 24 апреля 1945 года в Генуе.

Оглавление

Hosted by uCoz