Оглавление

Поворотливость, мореходность и остойчивость.

Опыт эксплуатации эсминцев показал, что общие во всех странах для судов этого класса требования - хорошая мореходность и маневренность, а также достаточная дальность плавания - на кораблях этих проектов выполнены не были. С первых выходов в море от командиров эсминцев стали поступать жалобы на недостаточную остойчивость и мореходность. В немалой степени этому способствовали большие веса нагрузок окончательной конструкции корпуса, уменьшившие высоту надводного борта и остойчивость настолько, что приходилось уменьшать запасы топлива во время боевых выходов. Количество недобираемого топлива доходило до 30% от общего запаса. На эсминцах проекта "Z/36" увеличение проектного водоизмещения позволило слегка изменить обводы подводной части и немного уменьшить строительную перегрузку. При этом была увеличена общая высота корпуса с 6,40 до 6,60 м, однако осадка эсминцев в полном грузу также увеличилась, поэтому высота надводного борта не изменилась.

Неожиданно большой проблемой стали носовой бурун и брызги. Первоначально ровный и недостаточно острый форштевень на полных ходах поднимал мощную волну, достаточно высокую, чтобы создавать помехи для использования носовой артиллерии. При этом брызги воды достигали ходового мостика. В начале 1938 года в виде опыта на "Georg Thiele" вдоль бортов были устроены специальные полосы, проходящие сразу от якорей и изгибающиеся вниз до главной палубы сразу за орудием N.1. После нескольких выходов в море летом того же года полосы в передней части были сильнее загнуты вверх, но и в этом, как и в предыдущем виде они оказались малополезны. Так как себя они не оправдали, то перед началом войны их сняли. Для устранения влияния брызг пришлось ограничиться переделкой ходового мостика и рубки.

Другим серьезным недостатком было то, что эсминцы на высоких скоростях в свежую погоду и зыбь из-за недостаточной плавучести носовой части и массивной носовой надстройки прорезали волну и зарывались носом, набирая много воды на палубу. При этом появлялась довольно сильная вибрация кормы. Подобный эффект наблюдался и во время исполнения крутых поворотов. В связи с эти было произведено изменение формы носовой части. Палубу бака приподняли, а форштевень удлинили вверх на полметра, отчего общая длина корабля увеличилась на 0,3 метра. Переделка несколько увеличила плавучесть носовой части. Следует отметить также, что на эсминцах Z.5 - Z.8 форштевень изначально имел наклон к ватерлинии несколько больший, чем у первых четырех эсминцев, а в 1939-40 годах это же было сделано и на остальных восьми эсминцах Z.9 - Z.16, а также на следующих Z.17 - Z.19. Три следующих эсминца Z.20 - Z.22 получили клиперные образования носовой части еще при постройке. Во время переделок на всех эсминцах носовая часть была несколько подкреплена усилением шпангоутов, которые к тому же получили в надводной части несколько больший развал. Это расширило палубу и увеличило плавучесть носа. Позже, уже в конце войны на "Richard Beitzen" и "Paul Jacobi" носовая часть была вторично переделана по типу более поздних немецких эсминцев - форштевень в надводной части получил довольно сильный уклон вперед, увеличив длину корабля на метр от первоначальной.

Все эти переделки носовой части несколько улучшили мореходность кораблей, но никак не повлияли на волнообразование у штевня. Эсминцы по-прежнему страдали от брызг и немцы до самого конца войны придумывали способы избавиться от этого недостатка. В подтверждение этого служит тот факт, что на "Hans Lody" во время ремонта 1944/45 годов были установлены аналогичные брызгоотражатели из железных полос, но они уже по длине не доходили до якорей.

Примерно в это же время на эсминцах проводилась переделка кормовой части, которая была вызвана особенностями поведения кораблей на ходу: в режиме полного хода эсминцы начинали зарываться носом в воду, а при снижении хода до среднего начинали уваливаться на корму. Кроме этих причин переделка кормы вызывалась весьма посредственными характеристиками маневренности кораблей. Уже после первых выходов командиры эсминцев отмечали рыскливость почти на всех режимах ходов. Диаметр полной циркуляции оказался очень велик и не отвечал современным требованиям. Желая хотя бы частично исправить эти недостатки немцы решились на устройство под кормовым подзором специальной клинообразной в сечении наделки, называемой "staukeil". Наделка изгибала линию киля вниз и создавала подпор воды для балансирного руля, имеющего угол поворота на оба борта до 40 градусов. Первые четыре эсминца получили эту наделку уже в ходе службы, на остальных она была установлена во время достройки. Эффективность ее оказалась весьма сомнительной, и на последующих эсминцах, включая шесть кораблей проекта "Z/36" от наделки отказались, решившись на изменение обводов кормы.

Кроме этого, в 1938/39 годах на части эсминцев, начиная с "Hermann Schoemann", была предпринята попытка улучшить поворотливость путем удлинения дейдвуда, но как и предыдущие попытки сколько-нибудь ощутимых результатов это не дало и остальные корабли этого типа переделывать не стали. Однако на кораблях проекта "Z/36" дейдвуд несколько удлинили, одновременно, как уже говорилось, изменив подводные обводы кормы и транца. Благодаря этому поворотливость несколько улучшилась, но все-таки полученные результаты были далеки от желаемых. На испытании маневренности одного из эсминцев они составили: на скорости 21,4 узла полный диаметр циркуляции равнялся 580 м (4,83 длин корпуса), на скорости 22,4 узла соответственно 595 м (4,96L) и на скорости 35 узлов - 855 м (7,1L). На следующих проектах конструкторы вернулись к аналогичным переделкам, при этом с учетом изменения формы обводов и установки двух рулей были получены гораздо лучшие результаты.

Остойчивость новых эсминцев даже по признанию самих немцев желала много лучшего. Вследствие больших высокорасположенных весов и тяжелого корпуса метацентрическая высота оказалась явно недостаточной. Для эсминцев проекта "Z/34" и "Z/34.A" она равнялась 0,79 м с полной нагрузкой и 0,60 м с половинной нагрузкой. Увеличение проектного водоизмещения на "Z/36" благоприятно повлияло на остойчивость. Замеры, проведенные на "Dieter von Roeder" показали метацентрическую высоту 0,95 м при полной нагрузке и 0,75 м при стандартном водоизмещении. В среднем же для эсминцев "Z/36" при половинной нагрузке метацентрическая высота равнялась 0,81 м, а при полной 0,95 м.

Вполне умеренная бортовая качка эсминцев обеспечивалась только обводами корпуса, так как проведенные испытания показали, что установленные на эсминцах активные успокоители никакого эффекта не давали, и позже они были заменены на боковые кили.

Оглавление

Hosted by uCoz