127-мм АРТИЛЛЕРИЯ.
Вооружение эсминцев по проекту было сравнительно одинаковым с современными кораблями этого класса других стран, но учитывая разницу в водоизмещении многие специалисты считают эти проекты эсминцев недостаточно вооруженными.
Штатное артиллерийское вооружение включало пять 127-мм орудий, четыре 37-мм и шесть 20-мм автоматов. В ходе войны состав вооружения изменялся.
Размещение 127-мм орудий позволяло сосредоточить наиболее мощный огонь по траверзу и близких к нему курсовых углах. На более острых углах эффективность огня резко снижалась, особенно на предельных дистанциях, когда защитные козырьки уменьшали орудиям N.1 и N.5 углы возвышения. Например на КУ 40 град, орудие N.5 поднималось лишь до угла 19 град., в то время как орудие N.4 - до наибольшего. Наиболее слабый огонь эсминцы сосредотачивали на острых курсовых углах, особенно носовых.
127-мм орудия "12.7-cm. SK.C/34" универсального огня были спроектированы в 1930-32 годах и производились с 1932 года заводами "Rheinmetall-Borsig" в Дюссельдорфе. Морские испытания орудий проводились на миноносцах "Leopard" и "Luchs". Официально орудия были приняты на вооружение в 1934 году.
Орудия устанавливались на поворотных лафетах центрально-штыревой системы "С/34" в небронированных (толщина 8 мм), открытых сзади щитах, которые прикрывали прислугу только от брызг и непогоды. Против пулеметно-пушечного огня штурмовой авиации щиты служили слабым прикрытием, но некоторую защиту прислуге орудий N.1 и N.5 создавали газозащитные козырьки. Щит коробчатой формы имел в лобовой части две амбразуры - по сторонам от орудия - для прицелов вертикальной и горизонтальной наводки.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 127-мм. ОРУДИЙ и УСТАНОВОК.
Калибр |
127 мм |
Тип ствола |
лейнер |
Тип затвора |
вертикальный(клиновой), скользящий, ручного действия |
Длина ствола |
5,76 м(45 кал.) |
Вес ствола с затвором |
3645 кг |
Количество нарезов |
40 |
Заряжание |
раздельное |
Подача снаряда |
ручным прибойником |
Подача гильзы |
вручную |
Вес снаряда |
28 кг |
Вес заряда (порох RPC.32) |
8,5 кг |
Начальная скорость снаряда |
830 м/сек. |
Вес установки "C/34" |
10,4 тонн |
Наведение |
эл. привод или ручное |
Углы возвышения |
+30/-10 град. |
Скорострельность |
от 12 выстр./мин. |
Дальность стрельбы |
17,5 км |
Углы обстрела |
ПБ |
ЛБ |
N.I |
0 - 150 |
210 - 360 град. |
N.2 |
0 - 140 |
220 - 360 град. |
N.3 |
27 - 159 |
203 - 339 град. |
N.4 |
27 - 180 |
180 - 333 град. |
N.5 |
30 - 180 |
180 - 330 град. |
Основной боезапас составляли фугасные снаряды без бронебойного колпачка, имеющие донный и головной взрыватели, а также временные взрыватели. Запас снарядов хранился в четырех погребах (два в корме, два - в носу), имеющих автономные системы затопления, орошения и осушения. Общий запас выстрелов составлял 600 боевых (по 120 на ствол) и 100 осветительных. Дополнительно эсминцы могли брать по 100 снарядов в торпедный погреб.
Управление огнем 127-мм артиллерии осуществлялось с двух постов, расположенных на носовом верхнем мостике и на средней надстройкой ниже уровня козырька второй трубы. Каждый пост был оборудован визиром центральной наводки (носовой визир был стабилизирован для определения величины изменения пеленга на цель с передачей этой величины в центральный пост); 4-хметровым стереодальномером; автоматом ВИР с датчиками прицела и целика, снабженными корректорами, позволяющими управлять огнем упрощенным способом - без центрального поста; комплексом приборов управления цепью стрельбы и контроля готовности орудия к выстрелу. Кроме этих постов управление огнем было возможно из центрального поста, расположенного в носовой части на палубе платформы. Приборы центрального поста могли подключаться к любому из визиров.
В 1939 году на эсминце "Bruno Heinemann" испытывалась возможность вооружения эсминцев 150-мм артиллерией Опыт установки подобных орудий немцы получили еще в Первую мировую войну, построив знаменитые S.113 и V.116 с четырьмя 45-калиберными 150-мм орудиями. Теперь они повторили опыт, создав новые 150-мм орудия облегченной конструкции "15-cm.ТВК.С/36" на лафетах "LC/36". При сохранении зенитного и иного вооружения четыре таких орудия были установлены в небронированных коробчатых щитах, по два в носу и корме. После проведения испытаний эсминец получил штатное вооружение, но полученный достаточно успешный опыт был использован при постройке эсминцев военных программ проекта "Z/36.A" и других. Об этих кораблях и орудиях будет сказано позже.
ЗЕНИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Зенитное вооружение немецких эсминцев по сравнению с кораблями этого класса других стран было относительно сильнее, но опыт боевых действий показал, что и оно было явно недостаточно - следствие недооценки военными специалистами того времени роли авиации в морской войне.
Стрельба по самолетам из 127-мм орудий считалась малоэффективной из-за малого угла возвышения этих орудий. Они могли создавать лишь дальний заслон для атакующих самолетных групп
ПВО эсминцев включало две установки "С/30" с двумя 37-мм автоматами "3.7-cm. SK.C/30" в каждой, а также четыре или шесть 20-мм автоматов "2-cm. С/30" на одинарных лафетах "L/30".
Зенитное вооружение рассчитывалось на защиту от штурмовой и пикирующей авиации, создавая огневой заслон на высоте не более 4 км и в основном было сосредоточено в средней части корабля. Такое размещение уже в то время признавалось неудачным, хотя бы потому, что на носовых курсовых углах атакующие самолеты были бы встречены лишь двумя - четырьмя 20-мм зенитными автоматами, огня которых явно могло не хватить. При атаке самолетами с борта в большинстве случаев им мог противодействовать лишь один из спаренных 37-мм автоматов, и лишь на некоторых КУ ему помогал автомат противоположного борта.
37-мм автоматы "3.7-cm. SK С/30" производства фирмы "Rheinmetall" размещались в средней части корабля - каждый на специальной платформе Их низкое положение сильно уменьшало сектор действия, особенно на противоположный борт, сектор которого закрывался постом УАО и дымовой трубой На эсминцах проекта "Z/36" этот недостаток был учтен - платформы автоматов были приподняты, а высота поста УАО несколько снижена. Это резко увеличило возможности ведения огня автоматами на противоположный борт.