Оглавление

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА "Z/36.A" В СТРОЮ ФЛОТА

По мере готовности эсминцев они зачислялись во вновь создаваемые флотилии. Первая из них - 8-я флотилия - была сформирована в декабре 1940 года. "Z.23" до этого времени на Балтике проходил боевую подготовку по обычной программе, поэтому мореходные качества новых эсминцев серьезной проверке не подвергались, однако все-таки появились основания полагать о весьма сомнительной мореходности, так как вес вооружения, в сравнении с "Z/36" возрос, а размеры корпуса почти не увеличились. В этот период на "Z.23" изменили форму носовой части. Полную программу испытаний эсминца до наступления сложной ледовой обстановки выполнить не удалось, поэтому точные ходовые характеристики новых эсминцев еще были неясны.

Только в марте 1940 года, во время подготовки к операции в Норвегии, "Z.23" и "Z.24" встретили в шторм в открытом море. Двухдневный переход штормовым морем из Гельголандской бухты к Кристиансану показал серьезные недостатки проекта в отношении мореходности и заставил о многом задуматься. Особенно вызвал нарекания небольшой запас плавучести в носовой части, при этом учитывалось, что оба эсминца еще не имели башен, вместо которых стояло только одно одноствольное 150-мм орудие, то есть нагрузка на нос была меньше проектной на 45 тонн. Рапорты командиров кораблей, командира флотилии и адмирала Карлса (Admiral Karls) содержали нелестные отзывы о проекте, и появилось опасение, что эсминцы этого типа не будут удовлетворительными без коренной модернизации носовой части корпуса ниже ватерлинии. Известно, что некоторые попытки переделки корпуса были предприняты, но особого успеха они не принесли.

Первая двухорудийная башня была готова только в 1942 году, и ее установили на "Z.23" во время большого ремонта, начавшегося в феврале. Только в июне "Z.23" покинул верфь и после коротких испытаний на Балтике вернулся в Арктику. Плохой погоды ему долго не попадалось. Только в сентябре, в ходе выполнения операции "Zarin" в Баренцевом море, эсминец попал в шторм. Опасения экипажа, равно как и проектантов, оправдались в полной мере. Из-за дополнительного веса в носу корабль настолько глубоко входил в воду, что волна перехлестывала через мостик, а вокруг башни появлялись водовороты, как вокруг полузатопленной скалы. Стало ясно, что использование этих эсминцев в открытом океане (Арктика, Бискайский залив и др.) связано с большими проблемами. Критические рапорты поступали со всех соединений, особенно этим озаботился вице-адмирал Бей (Vize admiral Bey). По его мнению проект был совершенно неприспособлен под двухорудийную башню. Бей настаивал, чтобы решение о ее установке на "Z.27", "Z.29" и "Z.30" было отменено, а строящиеся "Z.33" и "Z.38" башнями не укомплектовывались. Его возражения не коснулись остальных эсминцев серии, так как "Z.24" и "Z.25" уже проходили эту модернизацию, а "Z.26" к этому времени погиб. В результате его требований "Z.30" башню не получил, на "Z.29" ее установили только в 1945 году, a "Z.27" погиб еще до начала работ. Два других названных Беем эсминца "Z.33" и "Z.38" получили полное штатное вооружение, включая башни. Это было сделано даже несмотря на выявившуюся ненадежность первых башенных установок. В результате ее поломок иногда эсминцы оказывались безоружными перед противником с носовых курсовых углов. Вызывалось это в основном водопроницаемостью башен - вода вызывала короткие замыкания электроприводов и обливала экипаж.

На эсминцах типа "Z/36.A" по опыту эксплуатации кораблей были произведены некоторые изменения от первоначального проекта - над постом управления торпедной стрельбой установили от непогоды плексигласовые щиты; в корме установили один счетверенный 20-мм зенитный автомат, а позднее для усиления противовоздушной обороны с носовых углов заменили одноствольный 20-мм автомат на счетверенный такого же калибра. Три эсминца этой серии несколько позже, в ходе ремонта, получили усиленное зенитное вооружение.

Оглавление

Hosted by uCoz