ДАЛЬНЕЙШЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ "Z"
ПРОЕКТЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Фактически, проект "Z/38.B" не полностью удовлетворял требованиям морского командования и после ряда модификаций и увеличения размеров он превратился в проект крейсеров-разведчиков (Spahkreuzer), а новые эсминцы было решено строить по проекту "Z/36.A". Однако изменения на этом не закончились, и в дальнейшем программа строительства эсминцев неоднократно значительно менялась.
Как уже говорилось, 19 сентября 1939 года, эсминцы "Z.31 - Z.40" были перезаказаны по проекту "Z/36.A". Первые шесть должна была построить верфь "Deschimag", четыре остальных - верфь "Germaniawerft". Тогда же было принято решение построить еще семь таких же эсминцев, из которых три были запланированные ранее (но еще не заказанные верфям официально) эсминцы проекта "Z/38.B". 13 октября были выданы заказы на постройку "Z.41" и "Z.42" - также заводам Круппа "Germaniawerft" в Киле.
Уже первые месяцы войны показали, что строительство кораблей будет затруднено из-за нехватки материалов. 14 июня 1940 года именно по этой причине были остановлены все работы по эсминцам "Z.35", "Z.36", "Z.40", "Z.41" и "Z.42". Строительство части других кораблей были замедлено. Однако к осени командование посчитало, что обстановка улучшилась - появился некоторый запас материалов (в том числе сэкономленных на других заказах). К тому же давала себя знать острая нехватка кораблей этого класса. Решено было ускорить строительство хотя бы части эсминцев за счет других, и 5 октября 1940 года строительство "Z.40" было возобновлено. Ускорили также работы на "Z.33", "Z.34" и "Z.39", используя материалы временно остановленных постройкой "Z.35", "Z.36", "Z.41" и "Z.42", а также их заказы на механизмы. На следующий день был выдан заказ на механизмы для "Z.43", "Z.44" и "Z.45", корпуса которых еще не строились. В самом конце года, 20 декабря, возобновилось строительство корпусов и работы по механизмам четырех эсминцев "Z.35", "Z.36", "Z.41" и "Z.42".