ПРОЕКТ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА "Z/42"
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе "Z/41.D". Его появление было вызвано желанием морского командования иметь эсминцы с большой дальностью плавания, способные сопровождать боевые группы в Атлантике или проводить самостоятельные рейдерские акции. Большую роль в появлении этого проекта сыграл также отказ от разведывательных крейсеров "Spahkreuzer", предназначенных для выполнения этих же задач. Помимо базового проекта "Z/42", были разработаны еще три варианта, обозначенные литерами от "А" до "С". Последний известен также как проект "Z/44". Особенностью этого и следующих проектов было применение дизельной энергетической установки.
По первому базовому проекту "Z/42" был заказан эсминец "Z.51" (построечный номер W-1109). До выдачи заказа на строительство 25 ноября 1942 года значился как миноносец проекта "Т/42". Строился концерном "Deschimag" в Бремене.
Водоизмещение стандартное |
2041 ts |
Водоизмещение нормальное |
2330 тм |
Водоизмещение полное |
2720 ts |
Длина наибольшая |
114,3 м |
Длина по ватерлинии (КВЛ) |
108,0 м |
Ширина наибольшая по КВЛ |
11,0 м |
Осадка при D станд. |
3,72 м |
Осадка при D норм. |
3,98 м |
Осапка наибольшая |
4,37 м |
Высота борта |
6,50 м |
Продольная система набора (сталь N-52) | |
Количество отсеков | 15 |
Протяженность двойного дна | ок.40% L(двойной борт по высоте достигал КВЛ) |
Активные стабилизаторы качки | |
3 балансирных параллельных руля, установленных в струе винтов | |
ШТАТНЫЙ СОСТАВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ | 1 мотобот и 1 гребной катер |
ЭКИПАЖ в военное время: | 12 + 235 чел |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | |
Дизельная энергетическая установка | |
Расположение ЭУ (от кормы): | МО - О - МО - "V" - МО |
6 дизелей "MAN" 2-тактных, двойного действия, различной мощности | |
В том числе: | |
- для бортовых винтов 2 дизеля по 5260 ВЛС с прямой передачей на вал, размещенные оба в кормовом МО | |
- для среднего винта 4 V-образных 24-цилиндровых дизеля по 11.650 ВЛС, размещены попарно в двух МО | |
1 зубчатая передача "Vulcan" на средний вал | |
3 трехлопастных винта | |
Мощность механизмов по проекту | 57.000 ВЛС |
Скорость по проекту | 36,0 уз. |
Запас жидкого топлива полный | 553 т |
Запас жидкого топлива при D нор. | 214 т |
Дальность плаванья | 5500 миль при скорости 19 узлов |
Электроэнергетическая установка: | 2 эл/станции; 8 ДГ = 320 кВт |
ШТАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ | |
4 127-мм/45-калиб. орудий "SKC/34" в одноорудийных установках "LC/34";720 снарядов;+30 -10 град. = 17,4 км | |
8 37-мм автоматов "SKC/30" в двухствольных установках "С/30"; 16.000 снарядов; +85 -9 град. = по высоте 6,8 км | |
12 20-мм автоматических орудий "Flak/35" в четырехствольных установках "LC/38"; 24.000 патронов | |
6 533-мм торпедных труб в 2 трехтрубных аппаратах | 18 торпед |
50 мин в перегруз, принимаемые на палубные рельсы |
Первоначально зачислен в состав ВМС как миноносец "Т.43" (Flottentorpedoboot проекта "Т/42"). Заказан 25 ноября 1942 года как эсминец "Z.51". Был спущен на воду в 1944 году, но строительство корабля закончено не было.
21 марта 1945 года во время достройки в Бремене сильно поврежден авиабомбами союзников и затонул от повреждений в индустриальной гавани на мелком месте. Разборка на металл производилась после войны - с декабря 1947 по февраль 1949 года.