Запасные торпеды содержались на закрытых стеллажах, находящихся побортно от аппаратов внутри возвышенной надстроенной палубы, на которой находились торпедные аппараты - по одной торпеде справа и слева от каждого аппарата. На эсминцах проекта "Z/42.C" ("2/44") эти хранилища были увеличены за счет расширения надстроенной палубы, чтобы поместить туда еще четыре торпеды (всего восемь). Специальной системы перезарядки аппаратов, подобной японским эсминцам, на немецких эсминцах не было. Из хранилищ торпеды вынимались специальными грузовыми балками, размещенными рядом со срезом полубака и в средней части корабля. Торпеды укладывались на специальные тележки и по минным рельсам перекатывались к торпедным аппаратам для перезарядки. Вероятно, именно поэтому, рельсы левого борта были проложены вплоть до среза полубака, в то время как рельсы правого борта заканчивались у кормовой дымовой трубы.
В целом перезарядка аппаратов было делом достаточно сложным и в бою этого не делали. Имели место только несколько случаев, когда немцы пытались перезарядить свои аппараты а боевых условиях, как, например, во время боев в Бискайском заливе в 1943 и 1944 годах. Тогда, в частности, эсминцы "Z.23" и "Z.32" получили приказ перезарядить торпедные аппараты, но сделано это не было из-за очень плохих погодных условий. В 1943 году, во время боя, "Z.27" также пытался перезарядить аппараты, но вновь неудачно.
Как и большинство германских кораблей (вплоть до легких крейсеров), эсминцы были приспособлены для минных постановок. По проекту эсминцы проектов "Z/34" и "Z/34.A" могли принимать на палубу 77 мин, проекта "Z/36" - 73 мины, а проекта "Z/36.A" и "Z/36.B" - по 74 мины. Однако уже во время войны выявились некоторые проблемы с прочностью корпусов эсминцев, поэтому к 1944 году количество принимаемых мин ограничили до 42.
С эскадренных миноносцев в основном ставились якорные мины типов "ЕМС" и "EMF" На корабле мины устанавливались на специальные минные рельсы, которые можно было снимать с корабля, хранить на берегу и устанавливать только при необходимости. Зачастую так и делалось.
Технические характеристики мины "EMF"
Вес взрывчатки | 350 кг |
Диаметр | около 1,1 м |
Толщина стенок корпуса из алюминиевого сплава | 3,5 мм |
Вес мины с якорем . | 1100-1300 кг |
Стандартная длина троса: | |
диаметр троса 11,0 мм | 200 м |
диаметр троса 9,5 мм | 300 м |
диаметр троса 8.0 мм | 500 м |
Штатная глубина постановки | 12 - 15 м |
Якорные мины с магнитным взрывателем типа "EMF" (Einheitsminen "Feruzundung") являлись одной из модификаций магнитных мин (немецкий флот имел также на вооружении донные магнитные мины, которые ставились на меньшей глубине). Взрывной механизм этих мин активировался при появлении магнитного поля (корабля) над ее местом установки.
Технические характеристики мины "ЕМС"
Вес взрывчатки | 300 кг |
Диаметр | около 1,1 м |
Высота (включая "рога") | 2,1 м |
Толщина стального корпуса | 3,5 мм |
Вес мины с якорем | 1100-1300 кг |
Стандартная длина троса: | |
диаметр троса 12,5 мм | 100 м |
диаметр троса 11,5 мм | 200 м |
диаметр троса 9,5 мм. | 300 м |
диаметр троса 8,0 мм | 500 м |
Детонаторы | 7 |
верхняя полусфера | 5 |
нижняя полусфера | 2 |
Штатная глубина постановки | 3,0 - 6,0 м |
Якорная мина с контактным взрывателем типа "ЕМС" (Einheitsminen "С") являлись стандартной миной германского флота. Время от времени появлялись ее различные модификации, основные отличия которых заключались в установке различных детонирующих вспомогательных устройств, в том числе для борьбы с подводными лодками. В целях борьбы с тралением иногда верхние шесть метров минрепа заменяли на цепь диаметром 16 мм. Но это увеличивало вес мины, отчего глубина постановка оказывалась меньше штатной.
В распоряжении немцев были также магнитные мины, устанавливаемые с самолетов (тип "LMA"), с подводных лодок (тип "ТМВ"), а также кораблей небольшого водоизмещения (мины типа "С").
УСТРОЙСТВА ПРОТИВ ТРАЛЕНИЯ И МИННЫЕ ЛОВУШКИ
Эскадренные миноносцы, имея оборудование для постановки мин, предназначались для выполнения задач установки активных минных заграждений - достаточно плотных минных банок, устанавливаемых быстроходными судами обычно в течение одной ночи тайно у вражеского берега на маршрутах движения кораблей противника. Задачей активных минных заграждений было уничтожение наибольшего числа вражеских судов. Для этого требовалось как можно больше продлить срок "жизни" заграждения. После первых же потерь противник обычно прекращал движение в опасном районе, стремясь уничтожить заграждение тралением. Для предотвращения этого применялись различные хитрости и механические устройства, усложняющие работу тральщиков: фальшивые мины, увеличивающие время траления; тросоразрезатели, прерывающие тросы тралов; мины с небольшим углублением против тральщиков; "букеты" мин различных систем - контактные, магнитные, акустические и др.