Средства боевого воздействия на подводные лодки включали бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными бомбами. Проект предусматривал четыре бомбомета (по бортам от кормовой надстройки} и два бомбосбрасывателя в корме. До начала боевых действий запас глубинных бомб был невелик - всего 18 штук типа "WBF" и "WBG", из которых 6 находились у бомбосбрасывателей в отдельных тележках. Во время войны запас бомб был увеличен, но даже в этом случае их могло хватить только на две-четыре атаки (по 16 бомб каждая). Судя по документам, захваченный союзниками в 1945 году эсминец "Z.33" имел на борту 30 малых глубинных бомб и четыре бомбомета. Ниже приведены характеристики глубинных бомб.
Характеристики глубинных бомб
Вес бомбы: | |
"WBF" | 139 кг |
"WBG" | 180 кг |
Вес взрывчатки | 60 кг |
Пояс глубин срабатывания: | |
"WBF" | 15; 25; 35; 45; 60; 75 м |
"WBG" | 20; 35; 50; 70; 90; 120 м |
Минимальная глубина срабатывания | 6 м |
Скорость погружения: | |
"WBF" | 2,23 м/сек |
"WBG" | 3,50 м/сек |
Минимальный интервал сбрасывания | 30 м |
Эффективная площадь: | |
зоны разрушения | 0 - 5,6 м |
опасной зоны | 5,6 - 17 м |
зоны повреждения | 17 - 28 м |
зоны безопасности | свыше 28 м |
Как и в любом флоте полученный во время военных действий боевой опыт вызвали целый ряд модернизационных работ на кораблях. В отношении немецких эсминцев можно отметить, что на них подобные работы начались примерно через год после начала войны. Поскольку до середины 1940 года боевой состав эсминцев немецкого флота понес большие потери, а новые корабли вступали в строй в своем большинстве с учетом полученного опыта, модернизациям подверглись далеко не все корабли этого класса - в основном это коснулось уцелевших эсминцев проектов "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36".
Первая видимая модернизация заключалась в установке треногой фок-мачты, а точнее - в добавлении к ней двух опор-подпорок со стороны кормы. На "Richard Beitzen", "Paul Jacobi", "Theodor Riedel", "Hermann Schoemann" и "Karl Galster" опоры стыковались с основной мачтой на уровне крестовины (crosstrees) с наблюдательным постом, на остальных четырех эсминцах "Hans Lody", "Friedrich Inn", "Erich Steinbrinck'" и "Friedrich Eckoldt" немного ниже, а на "Bruno Heinemann" еще более ниже. Все эсминцы военной постройки вступали в строй уже с треногими фок-мачтами.
Следующим серьезным улучшением стала установка на эсминцах системы активного поиска подводных целей - гидролокатора, названного в немецком флоте "S-Gerat" (Schallwellenanlagegerat).
В ходе прошедшей войны немцы со всей полнотой оценили возможности подводных лодок. Вскоре после войны военно-морские конструкторы и разработчики систем вооружения в немецком флоте погрузились в работу по созданию систем борьбы с ними, и нет ничего удивительного в том, что они, не имея доступа к секрету "Asdic", создали в 30-х годах аналогичное устройство, использовав принцип эхолота (известно, что скорость звука в воде постоянна и равняется 1470 м/сек, изменяясь только в зависимости от солености воды и некоторых иных факторов, которые могут быть учтены).
Устройство включало в себя генератор на 15 кГц, катодную трубку (cathode-ray tube) , усилитель и передающе-приемные кристаллы. Работала установка "S-Gerat" на частотах 10 и 15 кГц, а в импульсном режиме - 300 Гц. Погрешность в определении пеленга составляла 1 градус, в определении дистанции 1%.
Принципиальная схема работы гидролокатора "S-Gerat" в активном (Impulse Transmission) и пассивном (Echo Receipt) режимах