Оглавление

GerHerme002.jpg GerHerme003.jpg
Корветтен-капитан Рольф Йохэнссон. С марта 1942 года по апрель 1943-го он, в чине капитана 1-го ранга (Капитан цур Зее) командовал эскадренным миноносцем «Hermes». Первый офицер штаба морских сил Эгейского моря капитан 1-го ранга Курт Речель (Erste Admiralstabsoffizier Kapitan zur See Kurt Rechel).  Афины. 1944 год.

В апреле-мае 1943 года он командовал эскадренным миноносцем «Hermes», и за успешное выполнение заданий 8 мая 1943 года был  награжден Рыцарским крестом (Ritterkreuz).

В течение третьего военного года эсминец «Hermes» прекрасно себя проявил. Четвертый военный год ожидал его с не меньшими удачами. Под командованием Йоханссона эсминец прошел сотни миль в качестве эскортного корабля конвоируя транспорты между Салониками, Пиреем и Киренаикой. Трудное испытание ему пришлось выдержать 22-24 сентября 1942 года, когда он сопровождал от бухты Suda на Крите к Тобруку в Северной Африке танкер «Rondine» с бензином для танков и самолетов Роммеля. На танкере механизмы были в неисправности. Дважды они выходили из строя, и танкер терял ход. Все же «Hermes» вместе с итальянским миноносцем «Orso» смогли успешно закончить переход, несмотря на непрекращающиеся атаки бомбардировщиков, сбросивших множество бомб и на пикировании обстреливавших танкер и оба корабля сопровождения. Плотным заградительным огнем с кораблей были сбиты и повреждены несколько самолетов. Ценный груз был доставлен в Тобрук.

А уже 9-11 октября «Hermes» участвовал в минно-заградительной операции на подходах к южному побережью Крита. Боевая задача также была успешно выполнена.

В первые дни ноября «Hermes» вышел флагманским кораблем эскортного соединения в составе итальянских эсминцев «Freccia» и «Folgore» и миноносцев «Ardito», «Uragano», «Lupo». Они сопровождали из Пирея в Бенгази транспорты «Col di Lana», «Mualdi» и танкер «Portofino». На переходе коныой был несколько раз атакован бомбардировщиками, но вполне благополучно прибыл к месту назначения.

В это время немецкая армия вела тяжелые бои как на восточном фронте против русских, так и в Северной Африке у Эль-Аламейна. К концу января 1943 года 8-я армия генерала Montgomery оказалась уже в Триполи. Напряженность боев не могла сказаться на действиях флота. В феврале механизмам эсминца потребовался ремонт, и когда фронт в Африке переместился в Тунис эсминец на короткое время для ремонта перешел в Саламин.

2 апреля 1943 года на эсминце сменился командир. Йоханссона сменил капитан 2-го ранга Курт Речель (так в тексте, всё-таки, он немец, а не англичанин, и по-русски его фамилия звучит как Рехель, прим. ВВС) (Fregatten-kapitan Kurt Rechel), имевший большой опыт плавания на миноносцах и эсминцах и до этого командовавший эсминцем «Z-29». Первой задачей нового командира было подготовить корабль для эскортных плаваний с транспортами в Тунис. Необходимо было перевести корабль в зону операций. После прохода Коринфского канала, маршрут эсминца пролегал через Ионическое море вокруг южной оконечности Италии в Тирренское море до Салерно, куда он прибыл 4 апреля.

16 апреля, уже в Салерно, эсминец был атакован самолетами. На следующий день атака повторилась. В это время командир получил приказ срочно загрузить на эсминец мины. Речель, в ответ на запрос штаба о требуемом времени погрузки, сообщил, что ему необходимо 10 часов. Вместе с минами прибыл и боевой приказ: «В течение ночи, к утру 19 апреля загрузиться минами. Поставить оперативное минное заграждение по середине Сицилийского пролива и один ряд мин отдельно». Около 15.30 дня 19 апреля эсминец «Hermes» вышел на первую минную постановку в западном Средиземноморье. Вскоре прозвучала боевая тревога, но встреченные суда оказались итальянскими торпедными катерами. Следующая тревога также оказалась ложной - были обнаружены собственные транспортные самолеты - плывущие в небе шестимоторные великаны. На закате солнца эсминец был уже далеко в открытом море, а около полуночи он приблизился к берегам Сицилии. К этому времени усилились волна и ветер - корабль кренился на 15-20 градусов на борт. Это было опасно для сильно перегруженного минами корабля - в любой момент могли не выдержать крепления мин, и тогда они грозили сорваться со своих штатных мест на минных рельсах и скатиться к борту. Был поднять вопрос о том, чтобы сбросить мины за борт и освободить корабль от перегрузки, однако командир эсминца Речель посчитал, что крен является предельным для остойчивости, но все-таки не критическим. Операцию решили продолжать.

Через полчаса корабельная станция радиоперехвата сообщила командиру, что «Hermes» обнаружен вражескими надводными кораблями. В 01.16 поступило аналогичное сообщение от морского командования из Италии. Вскоре командиру дополнительно сообщили, что самолеты-разведчики 2-го воздушного флота (II Fliegerkorps) обнаружили три вражеских эсминца, которые шли непосредственно на курс встречи с эсминцем, если бы он продолжал сохранять предусмотренное направление. И на этот раз капитан Речель решил не изменять курс и выполнить задание. А вскоре радисты получила сообщение, что дозорная немецкая подводная лодка обнаружила вражеские эсминцы, отходящие к Мальте. Это было на руку немецким морякам, и около 03.35 в предусмотренном приказом месте эсминец начал минную постановку. В 04.15 была сброшена последняя мина. После этого корабль лег на обратный курс. Незадолго до восхода солнца на расстоянии менее мили от борта пролетел один британский «Vickers-Wellington», но было очевидно, что эсминца он не обнаружил. Около 10.00 Капитан Речель приказал поднять ход до полного - было нелишне узнать, на что способен «Hermes». Валы вращались со скоростью 300 оборотов минуту, что соответствовало 30-узловому ходу. Примерно в 14.15 корабль прибыл в Салерно, успешно завершив свое первое задание в западной части Средиземного моря.

Оглавление