Оглавление

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "NASSAU".

ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ В ГЕРМАНИИ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ КЛАССА ДРЕДНОУТ.

В 90-х годах прошлого столетия во всех флотах мира при проектировании новых кораблей стали придавать особое значение наличию на броненосцах средней артиллерии. "Град попаданий" от большого количества скорострельных орудий среднего калибра по мнению специалистов мог стать определяющим для решительного воздействия на противника. Но уже в ближайшее время общепринятый калибр средней артиллерии 152 мм оказался недостаточным, главным образом, из-за сравнительно небольшой эффективности воздействия на цель, а также в связи с ожидавшимся увеличением дистанций боя. Поэтому на кораблях появился еще один калибр орудий, получивший наименование промежуточного и применяемый либо совместно, либо взамен артиллерии противоминного калибра Первым кораблем, на котором была введена эта концепция вооружения, стал итальянский броненосец "Regina Margherita".

В германском флоте этому примеру не последовали. Хотя на кораблях типа "Braunschweig" калибр средней артиллерии был увеличен с 150 до 170 мм, на этих броненосцах также сохранили соотношение между главной и средней артиллерией, так как одновременно был увеличен и калибр главной артиллерии с 240 мм до 280 мм. Таким образом, преимущество в средней артиллерии, явно выраженное на кораблях типа "Kaiser Friedrich III" и "Wittelsbach", было ликвидировано в пользу более уравновешенного соотношения артиллерии на кораблях типа "Braunschweig". Все остальные морские державы приняли на вооружение принцип "промежуточной артиллерии", калибр которой в разных флотах отличался - 194, 203, 234 и 254 мм, а количество орудий колебалось от четырех до двенадцати. Орудия устанавливались в одно- или двухорудийных башнях и частично в казематах.

Прошло несколько лет, и эта концепция оказалась несостоятельной. Определилось, что промежуточный калибр является не усилением средней артиллерии, а частью главной артиллерии, причем, далеко не лучшей частью, так как при одновременной стрельбе двумя калибрами появлялись большие трудности в управлении стрельбой, особенно в процессе пристрелки и при стрельбе на больших дистанциях. Метод пристрелки на больших дистанциях посредством наведения орудия через прорезь прицела уступил место постоянно улучшающейся системе управления артиллерийским огнем. Это. в свою очередь, привело к появлению новой концепции артиллерийского вооружения кораблей. известной как "all big gun one calibre battleship". В 1900 году к таким соображениям пришел Первый Морской лорд британского адмиралтейства адмирал Фишер, а чуть позже подобные выводы были сделаны и в американском флоте. В 1903 году известный итальянский кораблестроитель Куниберти в порядке обсуждения предложил проект, основные идеи которого выразились в статье "Идеальный броненосец для английского флота", - хотя главные боевые и технические характеристики подобного корабля - двенадцать 305-мм орудий, броня до 305 мм на ограниченной площади, скорость 24 узла - вряд ли могли быть воплощены в указанном водоизмещении 17.000 тонн, разве что пришлось бы пойти на сильное ограничение бронирования по площади.

Таким образом, считать, что постройка "Dreadnought" была вызвана опытом русско-японской войны можно только относительно. Более правильным следует считать, что полученные уроки лишь подтвердили правильность уже существовавших рассуждений.

Постройка английского "Dreadnought" произвела сенсацию в кораблестроительных кругах. Этот корабль заставил пересмотреть не только проекты строящихся и планируемых к постройке кораблей, но внес также своим появлением громадные изменения в кораблестроительных программах основных морских держав. Увеличение водоизмещения на 2000 тонн не являлось неожиданностью - прогресс в кораблестроении неизбежно привел бы к этому, а абсолютная величина прироста водоизмещения (2000 тонн составляют только 10%, исходя от кораблей в 18.000 тонн, строящихся в то время в нескольких странах). Гораздо важнее был переход к единому калибру главной артиллерии и отказ от промежуточного калибра. Однако, следует отметить, что с позиций истории военной техники приоритет этой концепции принадлежит другому кораблю - американскому линкору "Michigan", проект которого был разработан еще в 1904 году. В том, что целая эпоха военного кораблестроения была названа именем английского корабля, признавалось сильное влияние, которое оказала "владычица морей" более ранним вводом в строй линейного корабля "Dreadnought".

Постройка этого корабля, проведенная в рекордно короткие сроки (закладка 2 октября 1905 года, спуск на воду 10 февраля 1906-го, готовность к ходовым испытаниям 3 октября 1906 года), оказалась возможной благодаря важным организационным мероприятиям, принятие и проведение которых велось самым решительным образом. Это и сосредоточение большого числа рабочих, и заблаговременное размещение заказов на материалы и устройства, и изготовление многих элементов корабля до его закладки. Значительное сокращение сроков постройки обеспечилось также использование для нового корабля 305-мм орудий, ранее предназначавшихся для установки на линкорах более старых проектов. Строительство корабля велось в обстановке строгой секретности, но все-таки некоторые сведения просочились в печать и стали доступны общественности. Тем не менее его появление произвело должное впечатление, продемонстрировав мощные производственные возможности английской кораблестроительной промышленности.

Оглавление

Hosted by uCoz