Оглавление

На линкорах типа "Nassau" имелось два полубалансирных, параллельных руля. Это позволяло, несмотря на большой момент инерции массы корабля, достичь хорошей маневренности. Преимущества большой площади рулей дополнялись расположением рулей в струе винтов - такую особенность имели все последующие немецкие линкоры вплоть до линкора "Bismark" (1934 год). Для привода каждый руль имел собственную рулевую машину. Действовать рулями можно было совместно или по отдельности. До "Nassau" два параллельных руля применялись также на британском линкоре "Dreadnought". Они находились непосредственно позади внутренних винтов (всего корабль имел четыре винта). Проектное водоизмещение "Nassau" превышало "Dreadnought" всего на 700 тонн. Распределение веса обеих кораблей в процентах было следующее:

"Nassau"

"Dreadnought"

Корпус и оборудование

36,7%

37,7%

Бронирование

36,0%

28,0%

Машинная установка

8,0%

11,3%

Вооружение

13,0%

17,3%

Проектный и строительный резерв

1,2%

0,6%

Нормальный запас топлива

5,1%

5,0%

У линкора "Dreadnought" весовая часть вооружения и машинной установки была выше, весовая часть бронирования ниже. Строительный резерв был запланирован небольшой, что было характерно для проектирования кораблей того времени во всех странах. Естественно, он оказался недостаточным для компенсации возникающего перерасхода веса при постройке, поэтому корабль в конце концов имел осадку больше запланированной.                             "

ВООРУЖЕНИЕ ПЕРВЫХ НЕМЕЦКИХ ДРЕДНОУТОВ.

12 280-мм орудий SKL/45 в шести орудийных башнях
12 150-мм орудий SKL/45 в казематах
16 88-мм орудий SKL/45 в батарее и на надстройках
2 60-мм десантные пушки SBtsKL/21
2-4 8-мм пулемета
6 450-мм подводных торпедных аппаратов

ВЫБОР АРТИЛЛЕРИИ ГЛАВНОГО КАЛИБРА.

При обсуждении проекта главный калибр новых кораблей не вызвал споров. И представители морского командования, и конструкторы остановились на 280 мм. Вопрос об увеличении калибра до 305-мм обсуждался только в отношении требуемого времени для создания подобного орудия. Было ясно, что строительство кораблей нельзя откладывать из-за неготовности достойного 305-мм орудия и башенной установки, тем более, что сравнительные артиллерийские испытания показали - новое германское 280-мм орудие "28-cm.SKL/45" образца 1907 года (SK - Schnellfeuer Kanone; L - длина ствола в калибрах) линкоров типа "Nassau" (как и линейного крейсера "Von der Tann") с длиной ствола 45 калибров (вместо 40 калибров на броненосцах типа "Deutschland") по характеристикам и эффективности лишь незначительно уступает британскому 305-мм орудию. 280-мм снаряд весом 305 кг развивал начальную скорость 820 м/сек. и при возвышении орудия 20 градусов достигал дальности стрельбы 18,9 км. Позже, с принятием на вооружение нового снаряда, дальность стрельбы увеличилась до 20,4 км. По официальным немецким данным пробивная способность орудия у дульного среза составляла для стальной плиты 889 мм.

Орудия размещались на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках новой конструкции. Важным нововведением было применение на них башенных дальномеров. Установки обеспечивали угол возвышения орудий +20 градусов, угол снижения для бортовых башен -6 градусов, а для башен в оконечностях -8 градусов, поскольку на кораблях были установлены башни двух незначительно различающихся типов. Башни, установленные в диаметральной плоскости, носили литерное обозначение "Drh.L.C/06" (Drehscheiben Lafette - вращающийся лафет; С - год принятия на вооружение), бортовые башни назывались "Drh.L.C/07". Но основные различия были вызваны тем, что бортовые башни, несмотря на большую ширину корабля, из-за недостатка места пришлось устанавливать так, что барбеты почти касались бортов корабля. Вследствие этого нельзя было расположить существующие до сих пор транзитные элеваторы между пороховым погребом и башней, поскольку элеваторы и загрузочная камера попали в район противоминной защиты. Вместо этого были предусмотрены бронированные элеваторы, которые проходили из находящегося за противоминной переборкой порохового погреба в расположенную под погоном башни батарейную палубу. Там боеприпас выгружался из элеватора и из нее использовался для стрельбы. Таким образом была создана перегрузочная камера. Такая же конструкция была использована для 280-мм орудийных башен линейных крейсеров и более поздних 305-мм орудийных башен. Но здесь перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение, позволяющие обеспечить несколько большую скорострельность, но зато, как выяснилось в бою у Доггер-банки на "Seydlitz", и более опасную. Дальнейшие изменения в этом отношении были сделаны на орудийных установках "Baden", где не имелось бортовых барбетов.

Относительно "Nassau" нужно добавить, что для него и "Westfalen" были выбраны в соответствии с вышеуказанными требованиями бронированные элеваторы так же и для концевых башен, чтобы иметь одинаковый тип башен на корабле. Однотипные с ними линкоры "Rheinland" и "Posen" получили концевые башни уже с подвешенными к погонам элеваторами и перегрузочными отделениями. Точно такие же бортовые башни смогли установить на следующем за ними линкоре "Ostfriesland", но уже дальше от борта вследствие большей ширины корабля.

БОЕВОЙ ЗАПАС АРТИЛЛЕРИИ ГЛАВНОГО КАЛИБРА.

Боевой запас артиллерии главного калибра составлял 900 выстрелов. Штатный боезапас включал 720 бронебойных снарядов "L/3,2" (Psgr - Panzersprenggranaten) и 180 фугасных снарядов "L/3" (Stvg - Stahvollgeschossen), а также 900 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд состоял из основного полузаряда (Hauptkartus) и добавочного (Borkartus). Важной особенностью было применение металлических гильз для главных полузарядов. Для добавочных полузарядов по-прежнему применялись двойные шелковые картузы и пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Снаряды обоих типов весили по 305 кг. Общий вес полного метательного заряда равнялся 144,6 кг, включая 99 кг пороха марки "RPC/06" (Rohrenpulver).

Оглавление

Hosted by uCoz