Оглавление

 

СЕКТОРА ОБСТРЕЛА ОРУДИЙ ГЛАВНОГО КАЛИБРА.

Позиция

Высота осей орудий

Борт

Сектора обстрела

Носовая башня А

7,815 м

ПБ-ЛБ

280 град.

220 - 0 - 140

Носовая башня В

7,725 м

ПБ

160 град.

355 - 155

Кормовая башня С

7,715 м

ПБ

160 град.

25 - 185

Кормовая башня D

7,745 м

ПБ-ЛБ

280 град.

40 - 180 - 320

Кормовая башня Е

7,715 м

ЛБ

160 град.

175 - 335

Носовая башня F

7,715 м

ЛБ

160 град.

205 - 5

Не возникло особенных вопросов и в отношении размещения башен. Все предшествующие проекты предполагали одинаковое расположение главной артиллерии - как тогда говорили "шесть башен по углам шестиугольника". Немецким адмиралам казалось, что ничто иное не должно приниматься во внимание. Все вопросы возникли несколько позже - до настоящего времени обсуждаются возможные достоинства и недостатки принятого на "Nassau" расположения башен.

В Англии при проектировании "Dreadnought" и следующих за ним линкоров при расположении орудийных башен большое внимание уделялась направлению действия дульных газов при стрельбе. Конечно, в любой стране этот фактор принимался во внимание, но для Англии он имел особенно важное значение, так как конструкция и месторасположение башенного колпака для установки прицела английских орудийных башен оказалось очень неудачным из-за воздействия на него дульных газов от орудий соседних башен. Это явилось основанием для знаменательного, но малоизвестного факта, отмеченного Парксом: "До линкоров типа "Queen Elisabeth" на английских линкорах не смогли применить линейно-возвышенное расположение башен. При этом были упущены громадные выгоды подобного расположения" (Parkes "British Battleships").

Иначе к этому вопросу подошли в Соединенных Штатах. В ходе разработки проекта линкоров типа "Michigan" здесь был проведен ряд опытовых стрельб, в результате которых выяснилось, что существовавшее до этого специальное прикрытие колпаков не выдержало испытаний. Был предпринят ряд специальных мер, направленных на ликвидацию этого недостатка, включая экранирование башенных колпаков по боковым стенкам. Это позволило создать корабль, ставший первым в мире линкором с классическим расположением двух попарно-возвышающихся орудийных башен по оконечностям корабля.

Немецкий флот также смог провести подобные испытания, но несколько позднее, когда было решено применить возвышающиеся башни на дредноутах типа "Kaiser" (Следует отметить, что эти испытания были проведены специально для линкоров типа "Kaiser", - в это время в строю Флота Открытого моря уже почти год числился линейный крейсер "Moltke" с возвышенным расположением башен). Опыты проводились на полигоне Меррен (Merren), где уже была смонтирована башенная установку с двумя 280-мм орудиями для испытания брони последующих башенных установок и именно на ней провели всевозможные испытания. Во время проведения стрельб были проведены замеры влияния дульных газов на давление внутри башенных помещений в момент выстрела, а также давление газов на амбразуры башни и их воздействие на броневые листы и металлические конструкции различной толщины. В результате выяснилось, что стрельбу поверх крыши находящейся впереди башни можно вести без всяких опасений.

Выбранное для "Nassau" шестиугольное расположение орудийных башен неоднократно и достаточно жестко критиковалось. Нередко при этом в пример приводилось линейно-возвышенное расположение башен на первом американском дредноуте "Michigan". Однако, не следует забывать, что причиной для такой установки башен на "Michigan" послужили факторы, имеющие отдаленное отношение к военно-морскому новаторству того времени. Главной причиной было не стремление получить наибольшие возможные углы обстрела и мощный бортовой залп, а всего лишь жесткое ограничение в водоизмещении (16.000 тонн), разрешенные Конгрессом США для новых броненосцев. Конструкторам пришлось исхитриться, создавая при минимальном водоизмещении корабль с техническими данными дредноута, при этом некоторые характеристики, например, скорость, приближались к ним лишь с большой натяжкой. Не случайно, что подобное расположение башен стало классическим для линкоров гораздо позже, но еще до этого были опробованы различные промежуточные решения - диагональное размещение средних башен, возвышенные башни в корме и другие.

Тем не менее, нельзя не признать, что расположение орудийных башен на "Nassau" оказалось явно неудачным. В линейном бою могли использоваться только четыре башни из шести, причем бортовые башни имели ограниченный сектор обстрела - 160 градусов. По признаниям самих же немцев, сильную огневую мощь на оба борта, которую имели корабли с шестиугольным расположением башен, можно с таким же успехом получить и при их ином расположении.

Оглавление

Hosted by uCoz