Оглавление

Germ_BB018.jpg

Сектора обстрела орудий линейного корабля "Nassau"

В обоснование шестиугольного расположения башен часто приводятся два основных довода - обеспечение одновременной эффективной стрельбы на оба борта или в оконечности (по словам Тирпица, когда "корабли противника смешались или производится удар по их линии"), а также создание "огневого резерва". В отношении первого из них выдвигались серьезные возражения - две попарно-возвышенные башни могут создать такое же огневое воздействие на носовых или кормовых курсовых углах, как три башни при шестиугольном расположении. Другое достоинство, сильное огневое воздействие в оконечности корабля, также не оправдывало принятого расположения башен. Сосредоточение огня шести орудий возможно только при стрельбе по цели, находящейся прямо по носу или по корме. Даже небольшое смещение цели на какой-либо борт исключало одну из бортовых башен, так как стрельба через оконечность на другой борт очень ограничена. Не говоря уже о том, что стрельба в оконечности требовала иного эскадренного построения (например, строй фронта), в то время как основным положением всех тактических соображений того времени был бой на дальней дистанции в линии.

Едва ли можно согласиться и с таким фактором, как создание так называемого "огневого резерва". Вряд ли флот, чьи корабли получили повреждения с одной стороны, не долго думая может развернуться и подставить противнику неповрежденный борт. Сделать это во время перестрелки не так просто, а выход из боя может оказаться невыгодным или даже невозможным. Этого может не позволить тактическая обстановка, а также множество иных причин. Кроме того, вследствие значительного угла падения снарядов повреждения также будут нанесены и башням неподбойного борта.

Установка же дополнительных бортовых башен требует определенных весовых затрат, а также увеличения личного состава, ослабляет защиту погребов бортовых башен, так как их приходится размещать гораздо ближе к борту, создает некоторую угрозу увеличения крена при повреждениях корпуса и множество иных неприятных факторов. Помимо этого, затребованные для бортовых башен веса можно было использовать с иной пользой, например, увеличение скорости или усиление бронирования.

Вызывает спорность и многократно выраженное мнение, что расположению попарно-возвышающихся башен на линкорах типа "Nassau" и "Ostfriesland" препятствовали большие габариты паровых машин. Это утверждение неверно. Известно, что линкор "Michigan", при сравнительно небольшой длине корабля, получил паровые машины, а немного позднее из двух пар американских однотипных линкоров одни имели паровые машины, а другие турбины, причем заметного изменения общего проекта не наблюдалось. В самом деле, применяемые тогда турбины занимали по меньшей мере точно такую же площадь фундамента, как и паровые машины. Правда вскоре обнаружились различия в весе, но это не имеет отношения к выбору главной артиллерии. Незначительная высота турбинных установок для линейного корабля тогда также не играла никакой роли - положение броневой палубы определялось другими требованиями и высота помещений под ней была достаточной для паровых машин.

Оглавление

Hosted by uCoz