Оглавление

Существует, правда, иное предположение о причинах, по которым был сделан именно такой выбор расположения башен на "Nassau". Оно основано на объяснениях инженера Бурхардта о конструкции корпуса (см. выше). Исходя из выбранных для линкоров типа "Nassau" главных размерений, относительно размещения артиллерии главного калибра можно указать следующее. Для диагонального расположения четырех башен, как на линейном крейсере "Von der Tann", не хватало длины корабля. К линейно-возвышенному расположению немцы, как и все другие страны, кроме Соединенных Штатов, еще не перешли. Принятая же для проекта большая ширина корабля вполне позволяла разместить башни как это было сделано - так или примерно так размещались башни главного и промежуточного калибров на большинстве кораблей во всех флотах мира. Если исходить из этих соображений, размещение орудийных башен на линкоре типа "Nassau" можно хоть как-то объяснить, хотя оно несомненно означало нерациональное увеличение веса и личного состава. Несколько иначе выглядела ситуация на следующих за "Nassau" дредноутах типа "Ostfriesland", но об этом будет сказано позже.

Однако, если рассмотреть иные варианты, то становится очевидным, что немцы выбрали явно не лучший вариант. Так, например, можно было расположить четыре 280-мм двухорудийные башни, как на линкоре "Michigan", без дальнейшего удлинения корпуса. Такое расположение вооружения экономит вес и не сильно увеличивает ширину корабля, позволяя иметь возможность установки даже четырех 305-мм двухорудийных башен, вес которых оказался бы все же легче, чем шести 280-мм двухорудийных башен. Попарное линейно-возвышенное расположение четырех 280-мм двухорудийных башен в оконечностях корабля могло привести к удлинению цитадели приблизительно на 5-6 метров. Башни пришлось бы передвинуть ближе к оконечностям корабля. На линкоре "Michigan" это привело к увеличению длины корабля на 8 метров, а ширина противоминной защиты как раз в области артпогребов оказалась недопустимо малой.

Помимо этого, возражением для версии инженера Бурхардта является тот факт, что барбеты бортовых башен из-за недостатка места пришлось устанавливать почти у бортов корабля.

Таким образом, сами немцы, признавая неудачное расположение башен на "Nassau", в дальнейшем пришли к выводу, что каждой орудийной башне необходимо создавать максимально допустимый сектор обстрела, и всем башням обеспечить возможность ведения огня на оба борта. На артиллерию среднего калибра этот принцип не распространялся, поскольку небольшие потребности в весе и личном составе позволяли устанавливать их на корабле в значительном количестве.

РУБКИ УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ.

Управление из боевой рубки как артиллерийским огнем, так и самим кораблем ко времени появления дредноутов стало создавать большие трудности. Централизованное управление огнем потребовало наличия значительно большего чем раньше количества приборов управления и личного состава. Управление кораблем и артиллерией мешало друг другу. Поэтому уже у броненосцев типа "Deutschland" оба поста были разделены. В то время как головной корабль и линкор "Pommern" получили двухэтажный пост управления, на трех остальных кораблях пост управления артиллерией был расположен несколько позади капитанского мостика. Так же было сделано на броненосном крейсере "Blucher", линкоре "Nassau", а затем на всех крупных кораблях кайзеровского флота, включая, в конце концов, и легкие крейсера типа "Coln-ll".

АРТИЛЛЕРИЯ ПРОТИВОМИННОГО КАЛИБРА.

В литературе неоднократно подчеркивалось, что в немецком флоте, благоразумно рассудив, при переходе к строительству дредноутов сохранили артиллерию среднего калибра. В Великобритании и США, напротив, на линкорах "Dreadnought" и "Michigan" поступили радикальным образом, установив кроме артиллерии главного калибра в большом числе только орудия калибра 76-мм, несомненно ослабляющие общую боеспособность этих кораблей. При постройке следующих линкоров все, кроме несколько задержавшейся Англии, перешли на больший калибр орудий и, в конце концов, вернулись к орудиям калибра 152-мм. Тем самым, учитывая изменение в относительном значении артиллерии главного и среднего калибра, можно считать, что немцы выиграли за счет введения противоминной артиллерии большей эффективности.

На "Nassau" были установлены двенадцать 150-мм орудия новой модели "15-cm. SKL/45" с длиной ствола 45 калибров вместо 170-мм орудий на предшествующих типах броненосцев. Орудия устанавливались на одинарных лафетах типа "MPL.C/06" (Mittel Pivot Lafette). Установка обеспечивала угол возвышения орудия от -8 до +20 градусов, однако на определенных углах наведения (приближающиеся к диаметральной плоскости) они ограничивались углами от -4 до +15 градусов. При возвышении +20 градусов орудие стреляло 45-кг снарядом на 13,5 км., но в принципе орудие могло стрелять и дальше, так как во время обстрела на полигоне при возвышении 25 градусов дальность стрельбы составила 14,8 км. После принятия на вооружение нового типа снаряда дальность стрельбы увеличилась до 16,8 км. Скорострельность орудия составляла 7 выстрелов в минуту, хотя некоторые немецкие источники говорят о 10 выстрелах.

Артиллерию противоминного среднего калибра дополнили еще легкой противоминной артиллерией из шестнадцати 88-мм орудий так же новой модели "88-cm. SKL/45", с длиной ствола 45 калибров. Орудия устанавливались на одинарном лафете типа "MPL.C/06". Установка обеспечивала угол возвышения ствола от -10 до +25 градусов. Наибольшая дальность стрельбы равнялась 10,7 км при возвышении ствола 25 градусов. Орудийная установка позволяла производить до 20 выстрелов в минуту. Размещались орудия частично в казематах на батарейной палубе (по четыре в оконечностях), частично открыто на палубе надстройки за легкими щитами стандартной формы.

Оглавление

Hosted by uCoz