На корабле были установлены две полых внутри стальных мачты со стеньгами. Нижней честью мачты упирались в броневую палубу. Высота топов мачт над конструктивной ватерлинией составляла 30,0 метров, клотиков стеньг 42,5 метра. Поверх топов мачт были устроены так называемые "вороньи гнезда", диаметром 2,5 метра. Они предназначались для нахождения там при необходимости сигнальщиков или наблюдателей. На каждой мачте крепились деревянные сигнальные реи, а также деревянные радиостеньги с высотой над ватерлинией 39,5 метров, к которых крепились две разведенные в стороны радиоантенны.
Еще перед войной на грот-мачтах кораблей были устроены специальные корректировочные артиллерийские посты. В начале войны их оборудовали и на фок-мачтах.
12 305-мм орудий SKL/50 в шести орудийных башнях |
14 150-мм орудий SKL/45 а батарее в казематах |
14 88-мм орудий SKL/45 в батарее и на надстройках |
2 60-мм десантных пушки SBtsKL/21 |
2 или 4 8-мм пулемета |
8 500-мм подводных торпедных аппаратов |
Линейные корабли типа "Ostfriesiand" обладали наибольшей огневой мощью, чем любой другой корабль германского флота, несмотря на то, что размещений орудийных башен на дредноутах типа "Ostfriesland" не отличалось от кораблей типа "Nassau" и позволяло использовать в бортовом залпе только две трети из общего числа орудий. Недостатки такого размещения были достаточно подробно рассмотрены при описании "Nassau", однако немаловажно отметить, что все они были прекрасно известны немецкому командованию еще в период проектирования, а не выявились позже, когда в широких кругах началось обсуждение достоинств и недостатков вооружения этих кораблей. Исхода из этого следует считать, что шестиугольное расположение башен было выбрано вполне сознательно и обосновывалось вполне определенными причинами. Две из них были названы ранее - это обеспечение одновременной или раздельной эффективной стрельбы на оба борта или в оконечности, а также создание резерва артиллерии на случай выхода из строя башен стреляющего борта1. Оба фактора были рассмотрены и, как можно полагать, уже в то время могли быть опровергнуты на основании того, что это вступало в противоречие с принятой в то время в немецком флоте тактикой ведения боя. В начале статьи ужа упоминалось о том, какое большое внимания уделял Тирпиц отработке совершенной тактики, которая для него являлась одним из исходных факторов всей морской политики Германии.
Несколько большего внимания заслуживает версия инженера Бурхардта о вынужденном расположении башен из-за ограничения длины корпуса, однако и здесь имелись некоторые противоречия даже с собственными взглядами немецких моряков. Тем на менее, принимая во внимание эти соображения, шестиугольной размещение орудийных башен на линкоре типа "Nassau" можно как-то объяснить даже при наличии серьезных замечаний. На этом фоне ситуация с линкорами типа "Ostfriesland" выглядит совершенно по другому. При их большей на 21 метр длине средние башни можно было установить и диагонально, и по диаметрали. Соответствующие проекты были предложены департаментом конструирования еще в начале 1907 года, однако не были приняты во внимание. Считается, что при принятии такого неперспективного решения морское командование руководствовалось тремя причинами, из которых первая и вторая были те же, что и для "Nassau" и уже упомянуты. Третьей называлось желание создать эскадру из восьми кораблей с одинаковым расположением вооружения, однако как и две первые, эта причина также вызывает некоторое недоумение. Внутри эскадр различное расположение башен не влияло ни на тактическое управление, ни на возможность приспособления личного состава (в случае, если он должен был пересаживаться с одного корабля на другой). Немецкое морское командование вполне осознавало этот факт, так как достаточно спокойно отнеслось к различию калибров внутри эскадры. К тому же немного позднее в немецком флоте была создана эскадра из линкоров с различным расположением башен - типы "Kaiser" и "König".
Однако, если принять во внимание особое отношение немцев к тактике флота, наиболее вероятной можно считать иную версию. В то время германский флот, хоть и стремившийся к соперничеству с британским, тем не менее еще не мог рассчитывать не численное превосходство. Политическая обстановка в мире в то время не предвещала войны в ближайшее время, Однако и не являлась настолько стабильной, чтобы не допускать обратного. В случае войны против Англии немецкое морское командование предполагало использовать свой еще не окрепший флот в специальных беспокоящих вылазках, то есть заранее ставило его в положении обороняющегося или преследуемого. В этом случае такое расположение орудий можно считать достаточно оправданным, так как немецкие корабли типов "Nassau" и "Ostfriesland" могли сосредоточить достаточно плотный бортовой огонь из восьми орудий на курсовых углах 30-40 градусов как в нос, так и в корму, в то время как британские корабли в такой ситуации имели возможность стрелять только из четырех или шести орудий. В положении преследуемого немцам несомненно пришлось бы выдерживать определенное направление отхода в сторону своих баз (что впоследствии подтвердил опыт войны). В подобном случае даже небольшое изменение курса немецким флотом вполне могло создать ситуацию, когда каждый немецкий корабль мог стрелять по догоняющему противнику восемью орудиями в то время как сам обстреливался бы из шести или даже четырех, и, таким образом, в большей или меньшей степени уравнять силы. Взгляды не морскую тактику того временя вполне определенно показывают, что только тот флот, который считал себя достаточно сильным для решительного генерального сражения, мог позволить себе за счет ограничения секторов обстрела достигать максимальной мощи бортового залпа. В 1907 году германский флот таким еще не был. Эту точку зрения вполне подтверждают диаграммы секторов обстрела орудий главного калибра.
Как бы то ни было, орудийные башни на "Ostfriesland" были расставлена подобно "Nassau", правда (в отличие от него), благодаря большей ширине корпуса, барбеты средних башен были несколько отодвинуты от борта к диаметрали.
1 - Достоинства и недостатки шестиугольного расположения башен достаточно подробно описаны в статье о линкорах типа "Nassau". Здесь упомянуты только основные положения.