Оглавление

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В германском флоте периода Первой мировой войны слишком переоценивалось значение торпедного вооружения на крупных кораблях. Немецкие моряки не желали отказываться от выгод нанесения мощного торпедного удара в каком-либо подходящем случае. В этих взглядах на торпедное оружие немецкий флот не был одинок, но в других европейских флотах к нему относились более осторожно, так как уже в то время становилось ясно, что тактика боя е кильватерных колоннах, а также большие скорости кораблей и увеличение дистанции боя вряд ли позволят создание подходящей ситуации. Опыт боевых действий вполне подтвердил подобную точку зрения, так как торпедное вооружение на крупных германских кораблях никак не показало себя в войне, хотя некоторые линкоры и пытались применять торпеды в боевых условиях.

Линейные корабли типа "Ostfriesland" получили на вооружение шесть подводных торпедных аппаратов, калибр которых по сравнению с "Nassau" был увеличен до 500 мм. Боезапас составляли 18 торпед1. Как и на "Nassau" применялись торпеды типа "G" образца 1910 года с весом боевой частя 135 кг. На дальности 900 метров скорость торпед равнялась 38,5 узлов,  на дальности 3600 метров - 35 узлов. Общий вес всего торпедного вооружения м сопутствующего оборудования составил 260 тонн.

Большие торпедные погреба были установлены в обычных для немецкого флота местах - по соседству с концевыми погребами 305-мм артиллерии с обоих бортов - кормовой с левого борта между шпангоутами 1071/з и 109 и носовой с правого борта между шпангоутами 15 и 17. Боевые части торпед хранились в погребах в корме на правом борту между шпангоутами 106 и 107 и в носу также на правом борту между шпангоутами 23 и 24,5. Для подготовки торпед к стрельбе имелись шесть специальных помещений - зарядных отделений - по одному в каждом носовом и кормовом торпедных отделениях и по два в каждом торпедоподготовительном отделении для бортовых аппаратов.

Торпедные трубы были размещены по одной в носу и  корме и четыре побортно.

-  Носовой неповоротный аппарат - нижняя часть форштевня была специально спроектирована для установки носового торпедного аппарата, смонтированного под шпироном на глубине 6 метров. Ось трубы проходила вдоль диаметрали в горизонтальной плоскости. Труба была изготовлена из мартеновской стали (в верхней части из профильной листовой стали). Управление стрельбой носовым аппаратом производилось из носовой боевой рубки.

-  Кормовой неповоротный аппарат был расположен ниже ватерлинии на 1,5 метра в диаметральной плоскости. Управление стрельбой кормовым аппаратом производилось из кормовой рубки. Ранее уже говорилось, что необходимость установки в корме торпедной трубы стала одной из причин выбора схемы расположения рулей.

-  Два неповоротных носовых бортовых торпедных аппарата были установлены под броневой палубой ниже ватерлинии на 4 метра, в отсеке между 101 и 106 шпангоутами (ниже носового шпиля) по правому и левому бортам. Оси труб имели наклон вниз 2 градуса и угол стрельбы 20 градусов вперед от траверза. Управление стрельбой осуществлялось из носовой или кормовой рубок.

- Два неповоротных кормовых бортовых торпедных аппарата были установлены под броневой палубой ниже ватерлинии на 3,75 метра, в отсеке между шпангоутами 18 и 23 (ниже кормового шпиля) по правому и левому бортам. Оси труб имели наклон вниз 2 градуса и угол стрельбы 20 градусов вперед от траверза. Управление стрельбой осуществлялось из носовой или кормовой рубок.

В каждом из торпедных отделений имелось по одному резервуару для воздуха высокого давления.

БРОНЕВАЯ И КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА ДРЕДНОУТОВ ТИПА "OSTFRIESLAND"

По расположению броневой защиты м толщине плит корабли типа "Ostfriesland"лишь незначительно отличались от  своих предшественников. По мнению многих специалистов неудачное с их точки зрения расположение орудийных башен создало ситуацию, когда треть артиллерии главного калибра оставалась "ненужным" в бою весом, в то время как он более эффективно мог быть использован для усиления броневой зашиты. Особенно в этом мнении преуспели некоторые английские историки, которые считали, что по этой причине немецкие инженеры "не смогли обеспечить кораблям достаточную защиту". В подтверждение этого обычно приводятся следующие линейные корабли типа "Kaiser", на которых в бортовом залпе могли участвовать все пять башен, а экономия в весе отсутствующей шестой башни использована для усилении брони. При этом не всегда упоминается о том, что даже в таком виде броневая защита "Ostfriesland" оказалась гораздо лучше бронирования их британских современников - как по размещению, так и по толщине плит. Например, "Neptune" имея толщину плит главного пояса 10 дюймов, а "Colossus" 11 дюймов, в то время как на "Ostfriesland" она ровнялась 11,75 дюймов (300 мм). А защиты, подобной "Kaiser'y", англичане вообще добились не скоро. Структурно схема броневой защиты новых немецких линкоров включала следующие составные:
-  Броневая цитадель (главный пояс, траверзы и палуба),
-  Легкая бортовая и палубная броня в оконечностях,
-  Бронированная верхняя и батарейная палубы,
-  Броневая защита главной артиллерии,
-  Броневой каземат противоминной артиллерии,
-  Защита постов управления и местное бронирование,
-  Противоторпедная броневая переборка.

Дополнительную защитные свойства кораблям представляли подводная противоторпедная защита, а также угольные бункеры в районе котельных отсеков,

ВЕРТИКАЛЬНАЯ БОРТОВАЯ БРОНЯ

Забронированная цитадель являлась основой броневой защиты. Основное предназначение цитадели заключалось в защите жизненно важных отсеков корабля, то есть она выполняла ту самую задачу сохранения живучести и боеспособности, которая по мнению Тирпица должна была обеспечить необходимое превосходство над кораблем противника.

Главный броневой пояс на линкорах размещался между 23 и 100 шпангоутами (отсеки IV - XII) на протяжении 92,5 метров. Он прикрывал барбеты и погреба концевых и боковых орудийных башен, а также машинно-котельные отсеки. В соответствии с обычной практикой броневые плиты пояса нижней кромкой крепились к продольным связям броневого шельфа и, начинаясь у палубного скоса (1,6 метра ниже ватерлинии), по высоте доходили до уровня главной броневой палубы. Выше главного пояса на таком же протяжении имелся верхний броневой пояс, плиты которого верхней кромкой опирались на конструкции батарейной палубы на высоте около 3 метров над ватерлинией. Таким образом суммарная высота поясной бортовой брони составляла 4,6 метров. Оконечности брони цитадели противоположных бортов соединялись поперечными броневыми переборками, размещенными на местах 23 и 100 шпангоутов.


1 - Согласно спецификаций имелось 18 торпед, однако в официальном издании "Германский военный флот", опубликованном в 1912 году в Берлине Имперским Морским ведомством (том.1 Германские линейные корабли, кн. 12 тип "Ostfriesland", ч.7 Торпедное вооружение) сообщается только о 16 торпедах.

Оглавление

Hosted by uCoz